Новость подробно
24.01.04  Подведем итоги 2003 года

Очередной сложный и насыщенный анимационными событиями год позади, и, наконец, пришла пора подвести его итоги. Многое произошло в этом году. Пали установленные почти 10 лет назад кассовые рекорды "Короля-Льва", компания Disney практически отказалась от создания традиционных мультфильмов, а на экранах России впервые за долгие годы прокатывался отечественный полнометражный мультфильм.

С самого начала года компания Disney стала выказывать тревожные признаки сворачивания традиционных методов создания анимации. Несмотря на продолжавшиеся в течение 2002 года сокращения штата художников, поклонники рисованной анимации не хотели верить в очевидное. Существенный и в принципе неожиданный коммерческий успех мультфильма "Лило и Стич" давал надежду на то, что руководство Disney не станет разрушать хотя бы свою студию в Орландо, которая всего 4 года назад, в мае 1998 года переехала в новое, прекрасно оборудованное здание. Как можно губить курицу, несущую золотые яйца? Однако, оказалось, что диснеевское руководство нисколько не сомневается в своей правоте, а потому несмотря ни на что начало распродажу анимационного оборудования. В июне 2003 года по завершении работы над анимационными эффектами для "Братца Медведя", была полностью распущена диснеевская студия в Париже. Целый год Disney пытался ее продать, но безуспешно. Параллельно руководство мышиной фабрики отказалось и от японского отдела Disney Movie Toons. А в августе волна увольнений прокатилась по студии в Орландо. В ноябре было заморожено производство последнего проекта этого анимационного цеха, и в настоящее время большая часть художников ожидает расчета.
Счастливый Дэвид Стэинтон собственной персонойПо словам Дэвида Стэинтона, босса Walt Disney Studios, последовательное закрытие производственных филиалов Disney стало частью глобальной реорганизации студийного комплекса. Стратеги компании решили компактно сосредоточить все творческие ресурсы компании под одной крышей студии в Калифорнии, в месте, которое всегда было символом диснеевской анимации. Однако отныне в планах компании были лишь трехмерные проекты. Поэтому в Бербанке не осталось ни одного художника доработки (clean up) или специалиста системы CAPS. Были уволены большая часть аниматоров рисованных персонажей и 2D эффектов, художников планировки (layout) и фоновых декораторов. Их место заняли молодые компьютерные вундеркинды. По сути, великое наследие было развеяно по ветру. Подобные действия не находили абсолютной поддержки в совете директоров компании, а во главе сомневающихся встал Рой Дисней, племянник Уолта и единственный из оставшихся Диснеев все еще входивший в правление. Уже в августе он заявил о продаже 40% своей доли в акциях компании, а в декабре он оставил компанию.

Рой Дисней начал пропагандистскую кампанию, направленную против бессменного президента мышиной империи Майкла Айснера. Однако тот ловко убедил держателей акций в том, что дела Walt Disney Enterprises в полном порядке, а будущее сулит только хорошее. Свои слова он подкрепил рекордными показателями кассовых сборов, которые и правда впечатляли. В 2003 году сразу два диснеевских фильма собрали свыше $300 млн. Одним из этих рекордсменов стал компьютерный мультфильм "В поисках Немо", прокатом которого занималась диснеевская дистрибьюторская фирма Buena Vista (вторым, как известно, стали "Карибские пираты"). Волею судеб "Немо" оказался единственным трехмерным фильмом на киноэкранах США, если не считать второй серии короткометражного мультфильма "Санта против Снеговика", в конце года прокатывавшегося в кинозалах формата Imax. Пятый по счету хит от студии Pixar только в США собрал почти $340 млн. В иностранном же прокате его касса приблизилась к $500 млн еще до конца года. Таких результатов не показывал еще ни один мультфильм в истории. Неудивительно, что Майкл Айснер и другие руководители Disney так торопились перевести всю продукцию калифорнийской студии на трехмерные рельсы.
Братец Медведь
Кассовые сборы мультфильмов
2003-го года (собравших свыше $1 млн):
В поисках Немо $339,7 млн
Братец Медведь $85,3 млн
Книга джунглей 2 $47,9 млн
Дикие Карапузы $39,4 млн
Синбад: Легенда семи морей $26,4 млн
Большой фильм Пятачка $23,1 млн
Трио из Беллевилля $6,8 млн
Санта против Снеговика. Сезон 2 $2,9 млн
Ковбой Бибоп $1 млн
    Достижения других мультфильмов 2003 года оказались несравнимо скромнее. Если диснеевская рисованная картина "Братец Медведь" прокатывалась достаточно уверенно, то традицифровая приключенческая лента от DreamWorks "Синбад: Легенда семи морей" провалилась с неслыханным треском. "Медведь", ознаменовавший первое со времен "Короля-Льва" возвращение Disney к теме животных, стал "лебединой песней" студии в Орландо. Несмотря на град негативной критики, картина нашла своего зрителя и к концу года собрала в США порядка $81 млн. Сборы же "Синбада" ($26,5 млн) стали самой большой неудачей компании DreamWorks в целом и одного из ее основателей Джеффри Катценберга в частности. Отвечая за работу анимационного подразделения DreamWorks, Катценберг в течение почти 10 лет пытался повторить успехи диснеевских мультфильмов начала 90-х годов. "Синбад" стал четвертой и последней попыткой, после чего DreamWorks, подобно Disney, полностью переключилась на цифровые проекты. Было заявлено, что, пока зритель не принимает рисованную продукцию DreamWorks, нет смысла работать над нею. К сожалению, Катценберг так и не понял, что, если зритель не принимает его продукцию, то возможно проблема в продукции, а не в зрителе. Наоборот, в своих картинах DreamWorks наступала на одни и те же грабли, последовательно создавая ленты, не имеющие широкой целевой аудитории.

А самым большим разочарованием года стал "Луни Тьюнс: Снова в деле" (касса в Америке - $21 млн), фильм с элементами анимации от компании Warner Bros. Несмотря на стильную и высококачественную анимацию, умело замаскированную под компьютерную графику, картина задержалась в широком прокате всего на несколько недель. Маркетологи Warner Bros. в очередной и, несомненно, последний раз подтвердили свою неспособность раскрутить анимационный продукт.
Пятачок доволен своей долей     Кроме дорогих лент, 2003 год оказался богат на второсортные мультфильмы. В начале года компания Disney разбавила суп классической анимации очередной порцией воды, выпустив в кинопрокат сразу два видеосиквела: "Книгу джунглей 2" и "Большой фильм Пятачка". "Книга" (касса в Америке - $48 млн) не смогла превзойти по сборам своего предшественника - мультфильм "Питер Пэн в Нетландии", но прокатывалась куда успешнее, чем "Планета сокровищ". Сыграла свою роль зрительская любовь к классическим персонажам. А вот "Фильм Пятачка" получил в целом доброжелательную оценку критики, но зрительский прием ($23 млн) оказался довольно скромным. Впрочем, робкому поросенку сборов хватило с лихвой! В свою очередь кинокомпания Paramount вслед прошлогодним широкоэкранным похождениям "Диких Торнберри"(2002) успела выпустить еще одну полнометражную версию популярного мультсериала канала Nickelodion. На этот раз зрителю предложили третью часть приключений "Карапузов". Первая и вторая части этого киносериала в свое время собрали $100,5 млн и $76,5 млн соответственно. Мультфильм "Дикие Карапузы" собрал куда меньше ($39 млн), словно подтверждая предсказуемое угасание серии.

В американском ограниченном прокате 2003 года отличились иностранные мультфильмы "Ковбой Бибоп" (Япония), "Помогите! Я рыба!" (Дания), "Актриса тысячилетия" (Япония) и "Трио из Беллевилля" (Франция), однако их сборы, конечно же, не могли существенно повлиять на совокупную кассу прошедшего года. К слову, общие сборы мультфильмов, стартовавших в США в 2003 году, составили менее $570 млн, то есть порядка 87% от результатов более успешного 2002 года. По предварительным данным доля кассы анимационных фильмов в совокупных сборах фильмов 2003 года составила всего 6,1%. А, так как многие ленты все еще находятся в широком прокате, окончательное значение доли анимации будет еще меньше. Уместно отметить, что в окончательную сумму сборов не вошла касса "Короля-Льва" ($15,7 млн), прокатывавшегося в 2003 году, но технически стартовавшего в 2002 году. Результаты Imax турне этого хита 1994 года так разочаровали руководство Disney, что запланированный на декабрь 2003 года выпуск Imax-версии "Аладдина" так и не состоялся.

Зато выпуск "Короля-Льва" на DVD в октябре прошедшего года стал одним из самых заметных событий видеорынка. Всемирный DVD релиз отличился грандиозной рекламной кампанией, результатом которой стало 7 место в видеопродажах по итогам года (около $155 млн). В Америке было продано свыше 9 млн видеоносителей (дисков и кассет) с обновленной версией "Короля-Льва". Впечатляющий, хотя и не рекордный результат (в 1998 году повторный видеорелиз "Русалочки" обеспечил ей третье место по итогам года). Настоящим же триумфатором стал все тот же "Немо" от Pixar, распроданный на $23 млн носителей, что эквивалентно доходу в $400 млн!

На видеорынке США отличилась "Планета сокровищ", однако ее результат (около $60 млн) не сравним с победами предыдущих диснеевских лент. К сожалению, теперь уже очевидно, что фантастическая экранизация "Острова сокровищ" Роберта Стивенсона так и не окупилась (в отличие от "Атлантиды", например). Несколько больший успех сопутствовал пилоту сериала о новых приключениях героев мультфильма "Лило и Стич": "Фильм о Стиче" собрал на видео свыше $70 млн. Неплохо выступили и другие видеосиквелы. Так удалось распродать 2,6 млн носителей с мультфильмом "101 далматинец 2" ($50 млн) и примерно столько же экземпляров "Книги джунглей 2". Однако, очевидно, что успехи подобной продукции не сравнить с победами первых фильмов-продолжений, собиравших в 2-3 раза больше. Похоже компании Disney все труднее и труднее всучить зрителю свой дешевый товар. Нужно заметить, что в последние годы среди видеосиквелов стали встречаться вполне сносные работы, очень детские по сюжету, но стильные в визуальном ряде и анимации (речь идет о "Питере Пэне в Нетландии"). Однако, сыграв дурную службу мэйнстримной анимации, эти поделки иностранных студий теперь стали мешать даже друг другу. Впрочем, как заявил Дэвид Стэинтон, от создания очередных видеосиквелов компания Disney пока отказываться не собирается.
'Планета сокровищ' в России прокатывалась на удивление неплохо!
Десятка самых кассовых мультфильмов в России (приблизительные данные)
В поисках Немо $3815 тыс
Планета сокровищ $825 тыс
Карлик Нос $600 тыс
Книга джунглей 2 $547 тыс
Синбад $368 тыс
Унесенные призраками $220 тыс
Трио из Беллевилля $150 тыс
Живой лес $58 тыс
Дети дождя $49 тыс
Приключения пиратов в Стране овощей $27 тыс
    Интересно, что пока в США сворачивалось производство традиционных мультфильмов, в Европе и России грянул бум рисованной анимации. Впрочем, говорили в основном о трех лентах. Во-первых, конечно, о французской картине "Трио из Беллевиля". Во Франции она отличилась вполне достойной кассой в $4,5 млн, а после триумфа на Каннском фестивале вообще прославилась на весь мир. Очевидно, что "Трио" получит номинацию на премию "Оскар" наравне с "Поисками Немо" (номинантов объявят уже в конце месяца). Также в 2003 году свои собственные рисованные мультфильмы выпустили российская студия Мельница и испанская Filmax Animation. "Карлик Нос" был заявлен как "шедевр российской анимации" и, несмотря на все свои слабости, получил теплый зрительский прием ($0,6 млн кассовых сборов в нашей стране и третье место в лицензионных VHS видеопродажах). Однако рентабельность мультфильма пока никто не подтвердил (заявлен бюджет чуть менее $3 млн). Пока не окупилась и испанская "Легенда об Эль Сиде", которая в отечественном прокате собрала пока $2,7 млн (при окончательном бюджете в 8 млн евро). В 2004 году ожидается выход еще нескольких европейских мультфильмов, созданных с помощью традиционной анимации, среди которых испанская лента "Ноктюрна" и российский "Князь Владимир" (от студии Солнечный дом).

В отличие от обнадеживающей Европы, Голливуд в 2004 году подарит нам лишь одну двумерную картину "Не бей копытом" (Home on the Range) - последнюю рисованную работу компании Disney (премьера в апреле). Однако, несмотря ни на что, говорить о конце про-диснеевской анимации в Америке пока преждевременно. Так не оставляет попыток запустить полнометражный проект студия Дона Блата. Собирает бывших диснеевских аниматоров недавно открытая студия Legacy Animation. Наконец выпускаются независимые короткометражные мультфильмы, один из которых "Boy's night out" (от известного аниматора Берта Клейна) уже получил номинацию на премию "Энни". В общем, нас, несомненно, еще ждут сюрпризы, а значит и на "Сайте о про-диснеевской анимации" найдется, о чем поговорить.

Назад в 'Архив новостей за январь 2004 года'