2011—2018 2008—2010 2005—2007 2003—2004
24 января 2005
Вчитываясь в титры

Итак, у петербургской студии "Мельница" в послужном списке уже целых два мультфильма: "Карлик Нос"(2003) и "Алеша Попович и Тугарин Змей"(2004). При этом по-своему отличились обе работы. "Карлик" стал первым отечественным мультфильмом в российском кинопрокате, а "Алеша" добился рекордных кассовых результатов, существенно превзойдя достижения западных рисованных мультфильмов. С учетом этих фактов логично предположить, что у студии "Мельница" имеются все возможности для новых успехов, тем более что в планах как минимум два одобренных проекта (в то время, как будущее других студий пока не ясно). Таким образом, впервые появляется потенциальная возможность предварительного анализа особенностей анимационного производства на этой студии. Однако, о чем именно можно рассуждать, имея на чашах весов всего два мультфильма (причем очень и очень разных)?

Оказывается, есть о чем. Например, об анимации! Очевидно, что, несмотря на сходство примененных технологий и манер, "Карлик Нос" и "Алеша Попович" в визуальном ряде кардинально отличные. С одной стороны, "Алешу" можно выделить за самобытность графического стиля, в то время как "Карлик" куда ближе к лощенной и насыщенной тоновыми эффектами про-диснеевской картинке. Но с другой стороны дебютная "мельничная" лента, несомненно, более профессиональная и зрелая с точки зрения собственно процесса анимации (я уже не говорю про существенно более интенсивное применение различных цифровых эффектов, правда можно спорить, достоинство это или недостаток). Понятно, что такое положение можно объяснить соответствующими различиями в режиссерском взгляде на финальную картинку. Но это не до конца объясняет удивительный регресс техники анимации. Оживление персонажей "Карлика" (на деле объективно слабое) выглядит "роскошным" по сравнению с "лимитированной" (и объективно еще более слабой, местами напоминающей уровень "Масяни") анимацией "Алеши". Чем это объяснить?

Многое становится понятным при внимательном изучении финальных титров мультфильмов. Конечно, не будучи связанным напрямую с отечественным анимационным бизнесом, я не могу точно отслеживать карьеры и судьбы разных художников (тем более, что до недавнего времени мне это было неинтересно). Зато могу оперировать цифрами, что в случае полнометражных проектов в принципе оправданно! Итак, что же можно почерпнуть из титров?

Анимацией персонажей "Карлика Носа" занималось 38 художников. Из них лишь 16 человек (!) влились в команду аниматоров "Алеши". Из трех ведущих аниматоров "Карлика" лишь Ольга Образцова продолжила работу над новым полнометражным проектом студии "Мельница". Возможно, часть оставшихся 22-х аниматоров, получив бесценный опыт в работе над "Карликом", пошла на повышение, но факт остается фактом: их нет в команде аниматоров "Алеши". Такой текучки кадров в производстве про-диснеевских лент я не наблюдал ни на одной из крупных западных студий (даже с учетом "сезонной" системы контрактов). Например, если рассмотреть два первых полнометражных проекта студии Дона Блата, видно, что из 13 аниматоров "Секрета НИМХ"(1982) — 9 работали над "Американским хвостом"(1986). Или случай двух первых проектов английской студии "Amblimation": из 38 аниматоров "Американского хвоста 2"(1991) — 22 занимались и "Историей динозавров"(1993). При этом не "пропал" ни один ведущий аниматор.

В свою очередь команда аниматоров "Алеши Поповича" насчитывает 55 аниматоров (включая самого Константина Бронзита). Почему так много? Очевидно, из-за необходимости завершить масштабный мультфильм в относительно сжатые сроки (кстати, большое число аниматоров ставит крест на предположении, что низкое качество анимации также можно оправдать сроками). По той же причине выросло и число художников заливки. Хорошо, но где же "Мельница" смогла найти СТОЛЬКО новых аниматоров (выходит, что более 35) в стране, где каждый художник якобы на счету. Не мне отвечать на этот вопрос, но, по крайней мере, 13 из них — это бывшие прорисовщики (по сути, ассистенты аниматоров) "Карлика Носа". Таким образом, даже, несмотря на ярко выраженную текучку кадров, все же, как минимум, 50% аниматоров "Алеши" в той или иной роли принимали участие в работе над "Карликом".

Этого нельзя сказать о художниках фоновых декораций. В "Алеше Поповиче" число декораторов резко уменьшилось: всего 9 против 15 в первом мультфильме. Среди них оказалось лишь четверо "опытных" художников. А где же остальные? Ведь при сокращении команды, ее не так сложно составить исключительно из ветеранов!

В целом получается, что всего за год "мельничная" команда была кардинально обновлена. Может быть кадровая ситуация в нашей стране не так уж и плоха, если нанять новых людей так просто?

Следует обратить внимание также на то, что при существенном росте команды аниматоров "Алеши" число прорисовщиков со времен "Карлика Носа" осталось по сути тем же, хотя их состав, конечно же, изменился. Грубо говоря, выходит, что на 6 аниматоров приходилось по 5 ассистентов. Это уникальный случай для про-диснеевской анимации. Особенно в свете того, что в титрах "мельничных" лент отсутствует должность художника-фазовщика (допускаю, что этим могли заниматься подрядчики, но почему подрядчикам не отдали и прорисовку?). Для сравнения в "Щелкунчике" от студии "Аргус" свыше 40 аниматоров работали при поддержке 58 прорисовщиков и 87 фазовщиков. Возможно здесь и кроятся причины упрощенной анимации "Алеши".

Как бы то ни было, видно, что финальные титры мультфильмов предоставляют любопытные и полезные факты (бесполезные замечания, типа опечатки в фамилии художницы Инны Никитиной я опущу). Впрочем, о самом замечательном факте я еще не упомянул. Хотите верьте, хотите нет, но оказывается, что питерские мультфильмы делают в основном женщины! Достаточно бегло пробежаться по титрам, чтобы поразиться числу представительниц прекрасного пола в команде "Мельницы"! И речь идет не только о такой традиционно женской профессии, как ремесло художника заливки (в "Карлике" и в "Алеше" это исключительно женщины). Матриархат царит и среди аниматоров, и среди декораторов! В "Карлике" "женская" доля аниматоров составила 60% (22 должности), а в "Алеше" она выросла до 70% (39 должностей). В стане декораторов доля женщин выросла с 65% до 85%. После таких поразительных результатов нельзя было не обратиться к титрам других отечественных мультфильмов, в частности "Щелкунчика" от студии "Аргус". Оказалось, в этом мультфильме доля женщин среди аниматоров составила всего 40%, но среди представителей других анимационных профессий милые дамы также определенно превалируют. Интересно, насколько велика женская доля в стане "Князя Владимира"?

Из всего вышесказанного следует как минимум два вывода. Во-первых, творческая команда "Мельницы" качественно преобразилась и неизменной осталась лишь руководящая верхушка. Во-вторых, производственный процесс на студии все больше опирается на исключительно женский коллектив.

В заключение небольшая сводка по количеству художников на производствах "мельничных" мультфильмов:

"Карлик Нос" — 38 аниматоров, 15 художников по фону, 45 прорисовщиков, 9 художниц заливки.

"Алеша Попович и Тугарин Змей" — 55 аниматоров, 9 художников по фону, 46 прорисовщиков, 16 заливщиков.