«Три богатыря» в цифрах

В течение последнего десятилетия наша страна играет уникальную роль последнего бастиона про-диснеевской анимации (классической рисованной, если угодно). Если в США, например, про-диснеевские мультфильмы стали невероятной редкостью, то у нас в этот период они продолжали появляться с завидной регулярностью. Не столько от любви к данной форме анимации, сколько из-за невероятного коммерческого успеха фильмов о похождениях легендарных древнерусских богатырей Алёши Поповича, Добрыни Никитича и Ильи Муромца от петербуржской анимационной студии «Мельница».

Когда в декабре 2004 года появилась первая картина цикла – «Алёша Попович и Тугарин Змей», на «Мельнице» уже шла работа над вторым фильмом, посвящённом Добрыне Никитичу, и планировался «Илья Муромец». Проект о совместных приключениях богатырей на тот момент рассматривался, лишь как вероятный. Но, очевидно, ни у кого и в мыслях не было, что придёт время десятого фильма! Всё изменило зрительское признание:

Количество проданных билетов в кино
 
 
 
 
 
623
 
 
 
 
 
1189
 
 
 
 
 
1877
 
 
 
 
 
3340
 
 
 
 
 
4093
 
 
 
 
 
4206
 
 
 
 
 
3706
 
 
 
 
 
3753
 
 
 
 
 
2771
 
 
 
 
 
1440
 
 
 
 
 
Три богатыря и конь на троне
1707
 
 
 
 
 
Три богатыря и Пуп Земли
3650
 
Продажи билетов в тысячах штук (в СНГ)

Взрывной рост продаж билетов, наблюдавшийся в случае первых богатырских фильмов, можно при желании объяснить бурным развитием кинобизнеса России. Достаточно сказать, что по количеству кинотеатральных площадок фильм «Три богатыря. Ход конём» на порядок превзошёл «Алёшу Поповича». Были и другие конъюнктурные факторы, например, повышенная посещаемость кинотеатров в период зимних школьных каникул. Но работали также узнаваемость картинки и доверие к бренду. Через год после «Шамаханской царицы» на экранах России появился мультфильм «Иван Царевич и Серый Волк», снятый на студии «Мельница» в про-диснеевской манере, но не имеющий отношения к богатырскому циклу. Картина показала превосходные для оригинального мультфильма результаты – на его сеансы было продано почти 3,8 миллиона билетов. Скорее всего, такие же результаты показал бы и богатырский мультфильм, появись он вместо «Ивана Царевича». Когда темпы развития кинобизнеса замедлились, спрос на богатырей тоже перестал существенно меняться. Стоит отдельно упомянуть, что в дни зимних школьных каникул 2017 года во многих регионах России установилась экстремально морозная погода, что не могло не повлиять на результаты выступления «Морского царя». А вот существенный «недобор» «Наследницы престола» был воспринят всеми уже как признак вырождения цикла, оказавшегося неспособным противостоять сильному конкуренту – американскому рождественскому хиту «Гринч». По иронии судьбы, именно «Наследница» демонстрировала ряд качественных изменений относительно предшественников, пусть и не принципиальных. Разбушевавшаяся в 2020 году пандемия коронавируса нанесла тяжёлый ущерб российскому кинопрокату, но скромные достижения «Больших скачек» объясняются ею лишь отчасти. В новогодние каникулы 2021 года посещаемость кинотеатров оказалась лучше ожиданий, уступив показателям годичной давности от силы на 30%. Казалось бы, «Конь на троне» подтвердил, что богатыри уже не актуальны, однако следующий за ним «Пуп Земли» выступил намного лучше ожиданий.

Многие мультфильмы из циклов «Три богатыря» и «Иван Царевич и Серый Волк» признавались одними из самых прибыльных отечественных кинопроектов, однако в абсолютных цифрах добивались лишь половины успеха самых популярных образцов западной анимации. До пандемии коронавируса 2020 года по-настоящему успешные зарубежные мультфильмы привлекали по 7,5 миллионов зрителей и более. Ни один из релизов богатырских мультфильмов не стал важным, громким событием. Но продюсеры «Мельницы» могли бы выпускать их реже, чтобы влиять на степень ожидаемости. И тут уместно посмотреть, как часто выпускались мультфильмы богатырского цикла:

Время ожидания выхода очередного фильма
 
 
 
 
 
 
 
 
448
 
 
 
 
652
 
 
 
 
1098
 
 
 
 
728
 
 
 
 
735
 
 
 
 
731
 
 
 
 
361
 
 
 
 
364
 
 
 
 
735
 
 
 
 
Конь на троне
364
 
 
 
 
Пуп Земли
728
 
Количество дней, прошедших с релиза предыдущего фильма цикла

Датами релизов считаю дни появления мультфильмов в широком прокате (хотя дистрибьютор «Наше кино» практиковал предварительные показы в ограниченном числе кинотеатров). Хорошо видно, насколько скоро появился «Добрыня Никитич». На его производство было выделено примерно такое же количество времени (и примерно тот же бюджет), что и в случае «Алёши». Одновременно выросла планка производственных ценностей мультфильма, что, очевидно, грозило цейтнотом. Поэтому для завершения производства в срок «Мельница» воспользовалась помощью студии «Аргус». В случае «Ильи Муромца» сложность задачи выросла ещё больше, но и надежды на мультфильм возлагались немалые. Поэтому картине предоставили более щедрый производственный бюджет и не 14, а 25 месяцев на производство. Работа над «Шамаханской царицей» была начата, судя по всему, лишь через год после завершения создания «Ильи Муромца», зато на производство было выделено также не менее двух лет. Несколько последующих фильмов создавалось в том же темпе, что и «Шамаханская царица», при этом релизы чередовались с картинами из цикла «Иван Царевич». Но после того как «Иван Царевич 3» с трудом компенсировал провал мультфильма «Крепость: Щитом и мечом», богатырские мультфильмы начали выпускать ежегодно.

«Конь Юлий и большие скачки», на стадии разработки называвшийся «Три богатыря и Звезда востока», должен был выйти через год после «Наследницы престола» и даже анонсировался в кинотеатрах перед её сеансами. Но после разочаровывающего выступления «Наследницы» релиз десятого фильма богатырского цикла был отложен на один год. Вместо него на новогодние каникулы 2020 года в прокат вышел «Иван Царевич 4» и... показал худшие результаты цикла. Замечу, что «Иван» стал последним рисованным мультфильмом студии «Мельница», прокатом которого занималась кинокомпания «Наше кино». В конце 2020 года дистрибьютором  «мельничных» картин стала Sony Pictures Productions and Releasing, но с 2022 года за их прокат отвечает «Вольга».


В богатырском цикле присутствуют примеры эксплуатации национальных стереотипов, особенно карикатурные по отношению к азиатам.

Производственные ценности картин из цикла «Три богатыря» я считаю малосущественным фактором успеха. Признаем честно, по-настоящему выдающихся богатырских фильмов «Мельница» так и не сняла. Для всего цикла характерны драматургическая слабость, сомнительный юмор, откровенное пренебрежение историческим и культурным контекстом (мол речь про выдуманные страны и народы), а также сомнительность вкуса во всём, что касается визуального ряда и музыки. И всё же богатырей знают, любят, ждут! Когда-то в отзыве на «Алёшу Поповича» я писал, что создатели мультфильма явно не претендовали на нетленность. Однако, сейчас «Алёша» – это почти классика! Не мытьём, так катаньем, откровенно любительские сценарии (которые, как известно, пишутся под диктовку продюсера студии) по мере накопления фильмотеки всё больше и больше выглядят своего рода особенностью или даже фишкой, если хотите. Их сюжеты могут быть «высосанными из пальца», но, надо признать, они достаточно разнообразны, чтобы избежать обвинений в следовании какой-либо формуле.

Правило «взбалмошный герой (Князь Киевский и/или говорящий конь Юлий Цезарь) нарушает порядок вещей, а честный герой (богатыри) этот порядок восстанавливает» не в счёт, так как оно характерно для очень многих сериалов без сквозной сюжетной линии. Откровенный сюжетный повтор в цикле всего один – тема азартных игр в «Ходе конём», ранее уже обыгранная в «Добрыне Никитиче», но многие готовы простить этот манёвр за расширение роли Дуба, ранее эпизодического персонажа, чуть ли не до ведущей. Нравится это кому-то или нет, но «Три богатыря» вошли в число народных кумиров. Уже много лет я провожу аналогию между богатырскими мультфильмами и анимационными экранизациями комиксов о приключениях Астерикса и Обеликса. По-моему, такая аналогия снимает c «Мельницы» любые обвинения в зацикленности на своей франшизе.

Большое количество фильмов даёт уникальную для рисованной анимации возможность произвести анализ цикла по ряду общих для всех фильмов характеристик, важных и не очень. Даже не являясь большим поклонником «Трёх богатырей», я решил воспользоваться такой возможностью. В меру сил, разумеется. Поэтому в первую очередь взялся за то, что легко поддаётся измерению (коммерческий успех, численность создателей, продолжительность), но также исследовал такой важный показатель, как степень участия Алёши, Добрыни и Ильи в каждом из сюжетов. По аналогии со временем нахождения актёра на театральной сцене по отношению ко всему спектаклю, степень участия богатырей я измерял по доле зримого (или незримого) присутствия. В противовес богатырям, точно так же я оценил роли Князя Киевского и коня Юлия.

Доля сцен с присутствием главных героев относительно всего действия (в процентах)
 
 
 
 
 
 
Алёша Попович
 
84
 
7
 
75
 
 
 
 
 
 
Добрыня Никитич
 
64
 
21
0
 
 
 
 
 
 
Илья Муромец
 
53
 
59
0
 
 
 
 
 
 
Шамаханская царица
 
52
 
38
 
40
 
 
 
 
 
 
На дальних берегах
 
49
 
32
 
37
 
 
 
 
 
 
Ход конём
 
47
 
50
 
53
 
 
 
 
 
 
Морской царь
 
39
 
32
 
32
 
 
 
 
 
 
Принцесса Египта
 
57
 
35
 
35
 
 
 
 
 
 
Наследница престола
 
43
 
21
 
50
 
 
 
 
 
 
Конь Юлий
 
39
 
46
 
64
 
 
 
 
 
 
Конь на троне
 
22
 
35
 
36
 
 
 
 
 
 
Пуп Земли
 
67
 
43
 
47
 
Богатыри
 
Князь Киевский
 
Конь Юлий

Конечно же, присутствие персонажа в сцене не подразумевает, что персонаж занимается чем-то важным или даже вообще хоть чем-то занят. Совсем не обязательно. Кроме того, в случае «Трёх богатырей на дальних берегах» в зачёт богатырям я включил и активность их дублей. И, тем не менее, получившиеся цифры можно использовать для поиска тенденций в развитии цикла. Легко видеть главную тенденцию, проходящую через цикл сквозной линией. От фильма к фильму богатыри сокращали своё участие в происходящем на экране. В «Илье Муромце» Князь Киевский присутствует на экране дольше, чем титульный персонаж, а в «Ходе конём» по времени присутствия богатырей превосходит не только Князь, но и конь Юлий. Даже «Наследница престола», которую многие считают возвращением к истокам, то есть к качествам исходной богатырской трилогии, фактически не имеет с теми фильмами ничего общего – богатырей в этой ленте слишком мало. Фильм «Большие скачки» преподносился в качестве побочной истории цикла, и это могло бы оправдать уменьшение роли богатырей, но, положая руку на сердце, их присутствие в ней отнюдь не символическое! В отличие от «Коня на троне», где богатыри впервые появляются на экране только на 21-й минуте картины, присутствуют в сюжете меньше, чем Баба Яга, и чаще всего пассивно внимают активности других персонажей! Троица ничего не желает, ни к чему не стремится, ни о чём не переживает (Алёша сетует, что мол подвигов на его счету меньше, чем у соратников, но едва ли страдает от этого).

Против общей линии на снижение роли богатырей шли всего два фильма: «Принцесса Египта» и «Пуп Земли». Про последнего стоит заметить, что он вообще выглядит обстоятельным нарушителем богатырских традиций, видимо, задавшись целью выделиться среди прочих. Так в «Пупе Земли» нет ни авторского текста, ни характерных для многих фильмов цикла нарочито простых песен, ни злодея. Однако, даже «Пуп» не противоречит чёткой согласованности долей Юлия и Князя, при которой изменение доли одного приводит к аналогичному изменению доли другого. Это подчёркивает слаженность дуэта персонажей. Вынужденным исключением из данного правила стал лишь 9-й фильм– «Наследница престола», причём по вполне уважительной причине. В этой картине Князь почти не вставал с постели.

Обращу также внимание на общую особенность фильмов «Морской царь» и «Конь на троне» – и там, и там ни один из главных героев не присутствует хотя бы в половине действия. Кажется, в обоих случаях это можно объяснить специфичностью желаний «злодеев». Морской царь и Баба Яга мало взаимодействуют с главными героями цикла.

Далее уместно рассмотреть ситуацию с общей продолжительностью мультфильмов богатырского цикла:

Продолжительность богатырских фильмов
 
 
 
 
 
 
73
 
 
 
 
 
 
61
 
 
 
 
 
 
73
 
 
 
 
 
 
70,5
 
 
 
 
 
 
63
 
 
 
 
 
 
68
 
 
 
 
 
 
69
 
 
 
 
 
 
65
 
 
 
 
 
 
76,5
 
 
 
 
 
 
67,5
 
 
 
 
 
 
Конь на троне
82,5
 
 
 
 
 
 
Пуп Земли
81
 
Продолжительность в минутах

Приведены реальные продолжительности с момента появления содержательной картинки и до финальных титров (версии 25 кадров в секунду). В сумме двенадцать богатырских фильмов длятся чуть дольше 14 часов, но в среднем, по меркам современной анимации, они довольно короткие. Чаще всего сюжетам на развитие хватает 70 минут, плюс-минус три минуты. Из ряда выбиваются относительно короткие «Добрыня Никитич» и «Три богатыря на дальних берегах», а также относительно затянутые «Наследница престола», «Конь на троне» и «Пуп Земли».

Пользуясь возможностью поговорить о хронометраже, давайте дополнительно сравним длину вступительных эпизодов мультфильмов.

Продолжительность вступительных частей (до объявления названия)
 
 
 
 
 
 
 
 
0.83
 
 
 
 
 
 
 
 
4.66
 
 
 
 
 
 
 
 
4.16
 
 
 
 
 
 
 
 
5.75
 
 
 
 
 
 
 
 
5
 
 
 
 
 
 
 
 
3
 
 
 
 
 
 
 
 
3.83
 
 
 
 
 
 
 
 
1.66
 
 
 
 
 
 
 
 
3.23
 
 
 
 
 
 
 
 
0.16
 
 
 
 
 
 
 
Конь на троне
 
0.2
 
 
 
 
 
 
 
Пуп Земли
 
6.75
 
Продолжительность пролога в минутах

Начиная с «Добрыни Никитича», все богатырские мультфильмы «Мельницы» сильно задерживают появление нарядного титра с названием мультфильма. При этом чаще всего вступительная часть не пролог и не эпиграф, а начало основной истории с вполне определённым временем и местом действия. Исключениями можно считать фильмы «Принцесса Египта» и (с натяжкой) «Шамаханская царица». Декоративная по своей сути (то есть не занятая выводом титров с упоминанием фамилий создателей) особенность стала традицией цикла, но слишком уж формальной, для галочки. При этом продолжительность вступительной части, на мой вкус, меняется крайне хаотично. Чего стоит блажь «Пупа Земли», задерживающего появление титра с названия почти на семь минут! Настолько же непоследовательно в цикле выглядит и оформление собственно названия мультфильма.

Очень похоже на то, что все титры делали разные люди. И можно лишь удивляться, как за столько лет и фильмов «Мельнице» не удалось выработать единообразного подхода, не говоря уже об элегантном и стильном виде.

В декабре 2004 года режиссёр мультфильма «Алёша Попович и Тугарин Змей» Константин Бронзит оказал честь Форуму о про-диснеевской анимации, непосредственно пообщавшись с его участниками. И когда мы посетовали на качество контурных линий в мультфильме, согласился с существованием проблемы: «Дайте нам лет пять, и контур станет лучше». Гораздо раньше, чем через пять лет, уже на производстве «Ильи Муромца» «Мельница» не просто улучшила качество контура, а стала широко использовать графические планшеты для создания так называемого художественного контура (в избранных сценах). Художественный эффект такого контура заметно оттеняется «художественным эффектом» теней, призванных в свою очередь компенсировать слабость рисунка персонажной анимации. Как бы там ни было, это был прогресс! Стоит сравнить крупный план из «Алёши Поповича» с подобным из «Шамаханской царицы», для которой ранее созданных героев смоделировали со всех возможных ракурсов, чтобы вооружить прорисовщиков шаблонами на все случаи жизни.

Сроки производства, метраж анимации, сложность прорисовки должны так или иначе сказываться на численности художников, занятых на производстве полнометражного мультфильма. Из финальных титров богатырских мультфильмов можно выбрать достаточно информации для составления хотя бы примерного представления о масштабах производства. Ниже представлены численности представителей трёх специальностей: аниматоров, прорисовщиков и декораторов. Мне кажется, выборка именно этих специальностей достаточно показательная, чтобы делать выводы о масштабе производств. Абсолютную точность подсчётов не гарантирую, но я старался. Замечу также, что команда аниматоров «Добрыни Никитича» указана без учёта 12 аниматоров студии «Аргус».

Численность команд аниматоров, прорисовщиков и декораторов
 
 
 
 
 
 
54
44
9
 
 
 
 
 
 
63
45
10
 
 
 
 
 
 
61
42
12
 
 
 
 
 
 
54
45
10
 
 
 
 
 
 
55
65
16
 
 
 
 
 
 
67
70
25
 
 
 
 
 
 
55
71
17
 
 
 
 
 
 
48
69
22
 
 
 
 
 
 
47
65
12
 
 
 
 
 
 
59
51
13
 
 
 
 
 
 
Конь на троне
48
54
13
 
 
 
 
 
 
Пуп Земли
58
61
17
 
Аниматоры
 
Прорисовщики
 
Декораторы

Сначала стоит осознать абсолютные величины, насколько они велики. Видно, что численность художников трёх специальностей в богатырских фильмах варьировалась от 107 до 162. Это можно было бы соотнести с аналогичными выборками из команд диснеевских мультфильмов начала нулевых («Лило и Стич» – 94, «Планета сокровищ» – 143), если бы не важная разница в  рабочих обязанностях. На «Мельнице» аниматоры, успешно сдав черновую анимацию, занимаются её фазовкой (прорисовывают промежуточные фазы движений), а на студии Disney фазовкой (сразу чистовой) занимались специальные люди. Характерно, что в первых четырёх богатырских фильмах наблюдается явное превосходство аниматоров над прорисовщиками. На студии Disney, напротив, прорисовщиков было в полтора, а то и в два раза больше, чем аниматоров. Логично предположить, что вплоть до «Трёх богатырей на дальних берегах» «Мельница» экономила на прорисовке, как могла.

Теперь об относительных изменениях. Ближе к середине списка бросается в глаза значительный рост числа художников, ответственных за фоновые декорации, но, замечу, по меркам той же диснеевской анимации их так и не стало слишком много. А вот 67 (!) аниматоров «Хода конём» – выглядят целой армией! Вот только кроме общего числа людей, причастных к персонажной анимации, эта цифра мало что может дать. Если на студии Disney аниматор попадал в титры мультфильма при условии выполнения определённой нормы, то на студии «Мельница», по словам режиссёра Владимира Торопчина, к которому я обращался за консультацией, для этого достаточно и пары сцен. Таким образом, необычно большое число аниматоров не обязательно связано с необычно большим объёмом работы. Легко видеть также, что общая численность рядовых художников со времён «Хода конём» падала от фильма к фильму. Предположу, что этому способствовали изменения в технологии производства анимации.

Надо заметить, что в течение всего периода существования богатырского цикла студия «Мельница» остаётся по большей части женской территорией. Представительницы прекрасного пола превалировали или выступали на равных с мужчинами на самых разных уровнях ответственности – от прорисовки и заливки до раскадровки и даже постановки. Со временем дошло до того, что женщины стали полностью отвечать за разработку персонажей и планировку сцен.


Фрагмент финальных титров мультфильма «Три богатыря и конь на троне».

Расклад команд аниматоров по половому признаку в принципе также демонстрирует подавляющее преобладание прекрасного пола. Но характерна стабильность данного расклада. Мужчин немного, но позиций они не сдают.

Соотношение женщин и мужчин в командах аниматоров
 
 
 
 
39
15
 
 
 
 
45
18
 
 
 
 
44
17
 
 
 
 
43
11
 
 
 
 
46
9
 
 
 
 
57
10
 
 
 
 
47
8
 
 
 
 
39
9
 
 
 
 
38
9
 
 
 
 
46
13
 
 
 
 
Конь на троне
38
10
 
 
 
 
Пуп Земли
49
9
 
Аниматоры женского пола
 
Аниматоры мужского пола

Стоит припомнить, что на студии Disney женщины-аниматоры стали нормальным явлением только в конце 1970-х годов, но даже в нулевых годах 21-го века продолжали оставаться редкостью. Впрочем, в большой доле аниматоров женского пола «Мельница» выглядит необычно даже по российским меркам. Так, например, команда аниматоров рисованного мультфильма «Синдбад: Пираты семи штормов» лишь наполовину состояла из женщин (15 из 31). Я не берусь судить, какое влияние на богатырские фильмы оказали хрупкие женские руки. Но, по крайней мере, хотя бы часть этих фильмов нельзя обвинить в отсутствии заметных женских ролей.

Этот материал будет обновляться по мере появления данных о новых фильмах богатырского цикла.

Распечатано с «Сайта о про-диснеевской анимации» – www.prodisney.ru