Примеры того или иного повторного использования готового материала можно найти и в самом удачном и успешном диснеевском мультфильме 1970-х годов "Спасатели". Отчасти клонирование в этой картине даже вышло на новый уровень минимизации совокупной работы. Взять, к примеру, пару крокодилов злобной Медузы. Вместо того, чтобы наделить каждого из них индивидуальностью (в "Белоснежке" все семь гномов абсолютно разные!), диснеевские художники превратили их в идентичных близнецов! А, если крокодилы, взаимозаменяемы, то обязательно ли отдельно анимировать каждого из них? По-видимому, нет. Достаточно анимировать одного, а второго получить с помощью копирования и фазового сдвига. В "Спасателях" немало кадров, подобных тому, что привожу я, где один из крокодилов с небольшой задержкой в точности повторяет действие другого. Этот конкретный кадр замечателен тем, что копирование здесь совмещено с масштабированием. Видно, что один из крокодилов стоит позади другого, а, значит, по законам перспективы он должен быть немного меньше того, что стоит на переднем плане. Технология фотокопирования от компании Xerox превосходно справилась с поставленной задачей.
Интересно, что в "Спасателях" присутствует и пример нетривиального вида клонирования художественного материала. Один из многоплановых кадров мультфильма является копией аналогичного кадра из "Книги джунглей". Легко видеть, что, кроме формата, кадры отличаются лишь самым задним планом и видом бликов на воде. Промежуточные планы в кадрах одни и те же.
Но пора расстаться с годами творческого застоя студии Disney и в поисках примеров клонирования переместиться на десятилетие в будущее. Вышедший в 1988 году фильм "Кто подставил Кролика Роджера" возвестил начало Возрождения про-диснеевской анимации и по иронии судьбы включал в себя эпизод, включающий десятки прямых цитат из классических диснеевских мультфильмов. Речь идет о путешествии Эдди Валианта в город мультяшек, по дороге в который он встречает персонажей мультфильмов 1930-40х годов (это вполне логично, если учесть, что действие картины разворачивалось в 1947 году). В этом эпизоде были повторно использованы анимационные последовательности из таких мультфильмов (и фильмов), как "Три поросенка", "Большой плохой волк", "Заяц и Черепаха", "Элмер Слон", "Бык Фердинанд", "Белоснежка и семь гномов", "Неохотный дракон", "Фантазия", "Пиноккио", "Песня юга", "Так мило моему сердцу", "Ветер в ивах" и другие. Я приведу пример, иллюстрирующий заимствование из ныне полузабытой короткометражки 1943 года "Цыпленок" (да, да, тот самый "Chicken Little", персонаж нового компьютерного диснеевского мультфильма).
Разумеется, в сложнейших условиях съёмок "Кролика Роджера" едва ли было реально создать новые оригинальные анимационные эпизоды для ТАКОГО количества микро-ролей классических персонажей, поэтому в данном случае клонирование было не только вполне уместно, но и единственно возможно. А зритель, уже и без того потрясенный роскошью оригинальной анимации фильма, вряд ли мог бы заметить уловку.
"Кролик Роджер", ставший суперхитом, во многом изменил отношение к анимации руководства Disney. Джеффри Катценберг, курировавший диснеевское кинопроизводство повысил планку требований к новым мультфильмам и пошел на увеличение финансирования. Кроме прочего, по просьбе Роя Диснея Младшего он одобрил внедрение компьютерной системы производства мультфильмов. И теперь у диснеевских лент были все шансы сравняться с признанными классическими шедеврами. Разумеется, в таких условиях повторное использование готового материала не могло приветствоваться. Тем не менее, известно, что в "Красавице и Чудовище" была повторно использована анимация из "Спящей красавицы". Художникам чистовой анимации пришлось лишь подредактировать дизайн персонажей.
К слову о компьютерной системе производства анимации (CAPS). С её внедрением размножение объектов стало ещё более простым и эффективным, поэтому клонирование продолжали использовать, правда в основном применительно к массовке. Взгляните на типичный пример клонирования массовки в "Аладдине". Реально была анимирована всего одна птица, но с помощью масштабирования и фазового сдвига сборщик сцены создал целую стаю птиц (птицы, находящиеся в одной и той же фазе движения, отмечены одинаковыми цветами).
А в этой сцене из "Короля-Льва" дважды использована одна и та же анимация целой группы животных. Анимационную последовательность [вместе с анимационными эффектами поднятой пыли] пришлось лишь зеркально отобразить. Для компьютерной программы это пара пустяков.
А вот пара из многочисленных примеров клонирования массовки в "Покахонтас". В первом группа из четырех индейцев составляет целый отряд. Во втором сразу четыре шеренги английских поселенцев собраны из восьми типовых персонажей, для каждого из которых было подготовлено два варианта заливки. При внимательном рассмотрении "близнецы" легко "бросаются в глаза".
В некоторых случаях клонирование типовых персонажей было полностью возложено на компьютер. В "Мулан" подобным образом была получена многотысячная толпа на дворцовой площади, но чаще толпы народу создавали из размноженных трехмерных компьютерных моделей ("Король-Лев", "Горбун из Нотр Дама" и др.). Впрочем, меня больше интересуют примеры ручного клонирования, такие как в "Похождениях императора":
В "Похождениях императора" вообще большинство сцен со сколь-нибудь многочисленной массовкой не обошлись без клонирования. В частности в эпизоде, в котором Кронк теряет Пачу в толпе, сама толпа была получена путем размножения всего трёх типов мужчин и трёх типов женщин, совершающих одни и те же действия! Это очень скромно, ведь в таких фильмах, как "Красавица и Чудовище" или "Аладдин" толпы составлялись из десятков разных персонажей, каждый из которых был занят своим делом! Ничего не поделать — в конце 90х диснеевским художникам пришлось опять экономить средства. Круг замкнулся, и вот один из последних диснеевских рисованных мультфильмов "Братец Медведь" дарит нам очередной пример (спасибо участнику форума по имени Соболь за наводку) повторного использования целых анимационных сцен! Взгляните, сцены отличаются форматом картинки (который менялся на протяжении мультфильма), насыщенностью цветов и задними планами, но в целом это один и тот же анимационный материал.
Продолжение следует!