Самые самые!

Обновлено 18.05.2016
Мне показалось, что в разделе О мультфильмах было бы логично разместить своего рода Книгу рекордов, в которой содержалась бы информация о самых самых мультфильмах в различных номинациях, начиная от кассовых сборов и заканчивая самым драматичным производством. Разумеется, это Книга будет постоянно пополняться новыми фактами и уточнениями. Итак...

кадр из мультфильма «Шрек навсегда» Титул самого КАССОВОГО мультфильма в России с 2010 года удерживает «Шрек навсегда» от студии DreamWorks Animation, кинотеатральная касса которого в странах СНГ составила $51,4 млн (без учета Украины). Четвёртому фильму популярнейшего цикла, конечно же, сыграла на руку демонстрация стереоверсии в 3D кинозалах, число которых в 2009-2010 годах росло чуть ли не в геометрической прогрессии! Но основная роль в триумфе осталась всё-таки за силой бренда. Зная, как сильно отечественный зритель любит Шрека и Осла, киносети обеспечили ленте максимально возможный на тот момент широкий прокат на 1250 экранах и не прогадали. За годы, прошедшие со времён рекорда «Шрека навсегда» российский кинопрокат заметно вырос. В ноябре 2014 года очередной мультфильм студии DreamWorks Animation «Пингвины Мадагаскара» был представлен на 2608 площадках, но, кроме этого рекорда, других примечательных достижений не продемонстрировал.

кадр из мультфильма «Зверополис»Замечу, что быть самым кассовым не то же самое, что быть самым ПОПУЛЯРНЫМ! В первой половине 2016 года на диснеевский мультфильм «Зверополис» в СНГ было продано свыше 9,36 миллиона билетов (в России  — 8,35), что превзошло достижения не только «Шрека навсегда» (7,8 миллионов), но также «Миньонов» и «Ледникового периода: Эры динозавров», на счету которых по 8,4 миллиона. Да что там, «Зверополис» вообще стал вторым самым популярным релизом (!) в СНГ после «Аватара». При этом касса «Зверополиса» в рублёвом выражении превысила 2,27 млрд рублей, не оставив ни шанса прежнему рекордсмену  — анимационному блокбастеру «Миньоны» (1,86 млрд рублей).

кадр из мультфильма «Холодное сердце»Само собой разумеется, что «Зверополис», не являющийся сиквелом, предысторией или альтернативным пересказом, в нашей стране является самым успешным оригинальным мультфильмом. Но в мировом прокате самым кассовым (в абсолютном исчислении) ОРИГИНАЛЬНЫМ мультфильмом остаётся феноменально успешная диснеевская сказка «Холодное сердце». Анимационной ленте удалось собрать в США более $400 млн, а в заграничном турне за их пределами  — ещё $875 млн! Между прочим, «Холодное сердце», кроме прочего, возможно, самый ПОЮЩИЙ КОМПЬЮТЕРНЫЙ мультфильм в истории. И, наверное, закономерно, что он был удостоен «Оскара» в категории «Лучшая песня», однако это не значит, что компьютерные мультфильмы ранее не награждались за песни  — подобной чести удостаивались в частности «Корпорация монстров» и «История игрушек 3: Большой побег».

кадр из мультфильма «Три богатыря на дальних берегах»Самый успешный РИСОВАННЫЙ и самый успешный ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ мультфильм в России  — пятый фильм «богатырского цикла» петербуржской студии «Мельница» «Три богатыря на дальних берегах», собравший в нашей стране $31 млн! При этом по количеству проданных билетов (4,1 миллиона) он незначительно уступил своему последователю  — мультфильму «Три богатыря. Ход конём» (4,2 миллиона билетов). Кстати, на 1 января 2017 года назначен релиз «Трёх богатырей и Морского царя», седьмого мультфильма самой МНОГОСЕРИЙНОЙ российской анимационной франшизы.

кадр из мультфильма «Король Лев»Самый кассовый ДИСНЕЕВСКИЙ РИСОВАННЫЙ мультфильм в России  — «Король Лев», стереоверсия которого появилась в отечественном кинопрокате весной 2012 года и собрала $6,5 млн с 490 экранов. Солидный возраст анимационной ленты проблемой не стал, так как рисованные мультфильмы устаревают намного медленнее компьютерных. Достижения более свежих диснеевских рисованных мультфильмов намного скромнее: «Принцесса и Лягушка» собрала в 2009-2010 годах $5,1 млн, а «Медвежонок Винни и его друзья» в 2011 году  — всего $1,1 млн.

Диснеевскому мультфильму «Принцесса и лягушка» принадлежит любопытный рекорд по числу СМЕН ОДЕЖД главных героев! Одна лишь Тиана предстала на экране в 14 образах!

Самые заметные наряд Тианы

Увы, за «Принцессой и лягушкой» сохраняется также необычный рекорд самой ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОЙ ПАУЗЫ между диснеевскими анимационными релизами. Со времени американской премьеры предыдущего диснеевского рисованного мультфильма «Не бей копытом» до представления публике «Принцессы и лягушки» прошло целых 2067 дней, то есть пять с половиной лет! Ранее самые большие промежутки между релизами были зафиксированы в парах «Спасатели»  — «Лис и Охотничий пёс» (1475 дней) и «Лис и Охотничий пес»  — «Чёрный котёл» (1479 дней).

кадр из мультфильма «Не бей копытом»По иронии судьбы именно «Не бей копытом», рекордное по продолжительности время державший титул последнего диснеевского рисованного мультфильмома, знаменовал и самый СКОРЫЙ ОЧЕРЕДНОЙ диснеевский релиз! Временной интервал между премьерами «Братца медвежонка» и «Не бей копытом» составляет всего 161 день. Конечно, гораздо меньшее время (всего 111 дней) прошло в 1977 году между релизами «Множества приключений Винни-Пуха» и «Спасателей», но едва ли это можно засчитывать, ведь тот прокат «Винни-Пуха», по большому счёту, следует считать повторным.

Самым ДЛИННЫМ ПРОЛОГОМ в диснеевском РИСОВАННОМ мультфильме можно считать вступление «Лило и Стич», которое продолжается примерно 10 минут. И это при том, что сам мультфильм относительно короткий и длится всего 79 минут.

Самые ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЕ ФИНАЛЬНЫЕ титры в диснеевском РИСОВАННОМ мультфильме принадлежат «Геркулесу». Вывод на экран всей информации о создателях этой картины занимает целых 8 минут. Казалось бы, «Геркулес» также может похвастать и самым большим числом главных и второстепенных персонажей! Ведь, кроме 12 персонажей с индивидуальным характером, в мультфильме отнюдь не эпизодически участвуют 5 муз, 5 титанов и 3 мойры! Однако, скорее всего пальму первенства ему придется поделить с «Мулан»! Не считая духов предков Мулан и гунов, соратников Шан-Ю, в мультфильме 18 заметных персонажей!

Самый ПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЙ диснеевский РИСОВАННЫЙ мультфильм с единым сюжетом  — «Планета сокровищ». Приключения героев этой фантастической истории разворачиваются в течение 89 минут. Ближайшие преследователи «Атлантида» и «Аладдин» имеют хронометраж в 88 минут. Между прочим, среди картин конкурентов в этом отношении выделяется 88 минутный эпос «Принц Египта» от DreamWorks (без учета 7 минутных титров, разумеется). Немного дальше ушли КОМПЬЮТЕРНЫЕ анимационные проекты студии Disney. Пока у меня нет данных по продолжительности «Зверополиса», самой ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОЙ нужно считать историю «Ральфа», которая за вычетом финальных титров продолжается 93 минуты! «Холодное сердце» отстаёт от него буквально на несколько секунд.

Самый ДОРОГОЙ диснеевский РИСОВАННЫЙ мультфильм в истории  — «Тарзан». Его бюджет составил около $145 млн, то есть примерно в 2,8 раза больше, чем средний бюджет голливудских лент 1999 года. Даже безумно дорогие для своего времени классические ленты «Пиноккио» и «Фантазия» обошлись студии «меньшей кровью». Неудивительно, что именно «Тарзану» принадлежит также рекорд по числу художников, принявших участие в производстве, что прекрасно иллюстрируется материалом О масштабе производств диснеевских картин. При отсутствии достоверной информации о производственном бюджете «Зверополиса», среди диснеевских компьютерных анимационных лент самой ЗАТРАТНОЙ остаётся «Рапунцель: Запутанная история», производство которой, по слухам, обошлось в $260 млн! Мультфильм, судя по всему, стал самым дорогим из голливудских релизов 2010-го года. Всё из-за того, что разработка проекта заняла слишком много времени, а стремительные, в режиме цейтнота, съёмки потребовали привлечения дополнительных производственных мощностей.

Самым дешевым диснеевским мультфильмом в истории (не считая пакетных картин 1940-х годов) считается «Дамбо», обошедшийся в 2 раза дешевле следующего за ним «Бэмби». Но с точки зрения производственных затрат поспорить с ним способны «Великий Мышиный Детектив»  — бюджет этой ленты составлял лишь 80% от среднего бюджета голливудских картин 1986 года  — и «Медвежонок Винни и его друзья», чьё создание, по слухам, обошлось в три раза дешевле производства «Принцессы и лягушки».

«Черный котел»

Самый неудачный во всех отношениях диснеевский мультфильм «Чёрный котёл» имеет полное право считать свое производство самым длительным в истории студии Disney Feature Animation. Одна только работа над анимацией велась в течение почти 4 лет, а в целом разработка заняла более 10 лет.

«Титан: После гибели Земли»

Самый НЕДООЦЕНЁННЫЙ иностранный РИСОВАННЫЙ мультфильм в российском кинопрокате  — «Титан: После гибели Земли». Нужно отметить, что эта лента ни в одной стране мира не смогла найти своего зрителя, но прокат в России в 2000-м году оказался особенно неудачным. Среди провалов ОТЕЧЕСТВЕННЫХ РИСОВАННЫХ мультфильмов самым НЕЗАСЛУЖЕННЫМ можно считать неудачное выступление амбициозной работы анимационной студии «Мельница» «Крепость: Щитом и Мечом». Несмотря на в целом одобрительную критику, осенью 2015 года этот рисованный в про-диснеевской манере мультфильм померк на фоне компьютерного хита «Монстры на каникулах 2».

«Крепость: Щитом и мечом»

Среди полнометражных рисованных мультфильмов самым ДРАМАТИЧНЫМ и ДЛИТЕЛЬНЫМ производством характеризуется так и незаконченный «шедевр» Ричарда Уилльямса «Вор и Сапожник» (среди других манер анимации с «Вором» может соперничать «»Шинель«» Юрия Норштейна, однако это сугубо авторский и НЕ полнометражный проект). Анонсированный в 1972 году проект использовал наработки разрабатывавшегося с 1964 года другого проекта Уилльямса, посвященного похождениям Муллы Насреддина (и сменившего целый ряд названий). Несмотря на то, что за десятилетия производства было создано огромное количество чернового анимационного материала, львиная доля финальной анимации была создана лишь после 1988 года, когда на пике успеха «Кролика Роджера» Ричард Уилльямс получил полноценное финансирование и смог полностью посвятить себя своему детищу. К сожалению, он не смог исполнить обязательства перед инвесторами и потерял права на проект в 1991 году. Мультфильм под новым названием «Принцесса и Сапожник» был закончен силами приглашённых студий в 1993 году.

Мульттолкучка

Самым перегруженным стартами мультфильмов уик-эндом в России (а может быть и в мире) можно уверенно считать последние выходные октября 2004 года. Тогда в четверг 28 октября в широкий российский прокат вышло сразу пять (!) полнометражных мультфильмов: «Подводная братва» (DreamWorks/PDI), «Не бей копытом» (Disney), «Щелкунчик» (Аргус), «Незнайка и Баррабасс» (Центр Национального Фильма) и «Город колдунов» (ANIMAGIC studio и другие). Дистрибьюторы всех этих лент рассчитывали на повышенную активность детской аудитории в дни осенних школьных каникул. Но заметного успеха добилась лишь компьютерная лента от DreamWorks  — «Подводной братве» сыграла на руку популярность обоих «Шреков».

И напоследок не совсем рекорд, но наблюдение. Рисованный мультфильм, который я смотрел в кино САМОЕ большое число раз  — «Принцесса и лягушка». На большом экране я видел эту сказку три раза.

В меню