27 сентября 2009
«Истории игрушек» в 3D

Буквально через несколько дней, 2 октября (в России на 1 день раньше) на мировые экраны вернутся герои цикла "История игрушек" от студии Pixar. Дилогия, которую составляют "История игрушек"(1995) и "История игрушек 2"(1999), является визитной карточкой студии Pixar. Первая часть стала сенсацией в первом релизе и принесла режиссёру Джону Лассетеру специальную награду от Американской киноакадемии за создание первого полнометражного компьютерного мультфильма, а вторая являет собой чрезвычайно редкий случай продолжения, превосходящего оригинал. В рамках подготовки к повторному прокату обе картины были подвергнуты сложной процедуре перевода в трёхмерный формат кинопоказа. Во времена, когда на киноэкраны ежегодно выходят десятки низкопробных компьютерных лент, возможность увидеть и показать детям настоящее анимационное Кино — это буквально подарок для зрителя! Чтобы понять мотивы компании Disney, предлагающей зрителю этот подарок, окунёмся в историю!

Еще в 40-е годы Уолт Дисней обнаружил, что его мультфильмы обладают удивительной способностью оставаться актуальными на протяжении долгих лет! Редкий голливудский игровой фильм, выпущенный в повторный прокат, добивался в нём успеха, сравнимого с первоначальным, но для диснеевской анимации это было обычным делом. Можно без преувеличения сказать, что благодаря регулярным повторным выпускам в прокат, единожды осуществленная инвестиция приносила Диснею стабильный доход в течение десятилетий! Стоит ли удивляться, что "Белоснежка и семь гномов" восемь раз выходила в повторный прокат? Релизов могло быть и больше, но ничто не вечно, и с выходом этого анимационного шедевра на видео (в 1994 году) эпоха регулярных повторных кинопрокатов завершилась.

Ни один диснеевский мультфильм, снятый после 1994 года, не удостаивался чести повторного релиза [в США]. Считалось, что зритель не захочет идти в кино на мультфильм, который есть в его видеоколлекции. Ни разу в широкий повторный прокат не выходили и пиксаровские мультфильмы, история которых началась в 1995 году с выходом "Истории игрушек". Однако нет правил без исключений. Повторные релизы изредка осуществляются и в наше время, нужен лишь по-настоящему подходящий повод.

Одним из таких поводов является возможность "улучшить" кино: заново отредактировать, исправить ошибки, дополнить новыми сценами. Например, после того, как в 1997 году специальное издание "Звездных войн" произвело фурор в находящемся в зимней спячке американском кинопрокате, студия Disney приняла решение создать специальное издание мультфильма "Красавица и Чудовище", которое 1 января 2002 года было представлено в США на 68 экранах формата Imax. Эксперимент получил неоднозначную оценку обозревателей и фанатов, но окончательное решение должно было остаться за массовым зрителем. А массовый зритель не мог в полной мере проявить свой интерес к "перекроенной" картине ввиду нехватки кинозалов, воспроизводящих фильмы в формате Imax. Ехать в другой город ради мультфильма, билеты на сеансы которого стоят дороже обычных, согласится далеко не каждый. "Красавица и Чудовище" собрал всего около $25 млн, а через год Imax версия "Короля-Льва" была принята ещё хуже. Идея себя не оправдала с коммерческой точки зрения.

Спустя несколько лет "Кошмар перед Рождеством" стал первым мультфильмом, конвертированным в 3D формат. Согласно замыслу, 3D должно было сделать её достаточно привлекательной для решения пойти в кино, несмотря на то, что мультфильм уже выходил и на видео, и на DVD. В отличие от экспериментов с форматом Imax, решение сделать кино объёмным, было подкреплено мощной материальной базой — американские кинотеатры начали цифровое перевооружение, не такое быстрое, как первоначально рассчитывалось (первые цифровые сеансы были осуществлены в конце 90-х годов!), но всё равно масштабное. Осенью 2006 года, прокатываясь в 168 кинотеатрах, "Кошмар" собрал менее $9 млн. Снова недостаточно, чтобы окупить затраты на конвертацию, но уже через год "Кошмар" снова появился в кино и собрал ещё $14,5 млн, на этот раз с 564 кинотеатров!

Сейчас, когда количество площадок для 3D показа в одних только США исчисляется тысячами, повторный выпуск популярного слегка подзабытого мультфильма становится более чем рентабельным. Ожидается, что 2 октября 2009 года две серии пиксаровского цикла "История игрушек" появятся на 1600 экранах, и, даже учитывая, что мультфильмы будут прокатываться сдвоенными сеансами, с коммерческой точки зрения предприятие может оказаться очень выгодным. При этом компания Disney получит дополнительные дивиденды в виде подогрева интереса к запланированной на будущий год премьере третьей части популярного киносериала. Пластиковые игрушки до сих пор смотрятся достоверно, но пёс Сида по современным меркам не выдерживает никакой критики

В отличие от традиционной рисованной анимации, компьютерная анимация быстро стареет. "Истории игрушек" уже 14 лет, а "Истории игрушек 2" — 10, и, действительно, сегодня они смотрятся устарело и даже примитивно (особенно модель и анимация пса Сида в первом фильме). Увы, появление глубины в картинке ситуацию не спасает. Но, к счастью, успех этих лент складывался не только из совершенства графики и анимации, но и из блистательного сюжета, замечательной игры актёров (у нас крепкого профессионального дубляжа) и умения пиксаровских сценаристов обойтись без набивших оскомину клише и шаблонов. Воистину, выросло целое поколение детей, не видевших "Истории игрушек" на большом экране. Поэтому сомневаться в том, что зритель сегодня примет ленты также тепло, как десятилетие назад, не приходится.

В нашей стране первая "История игрушек" вообще не прокатывалась в кино и даже не выпускалась на лицензионном видео, хотя и демонстрировалась в эфире Первого канала несколько лет назад. Поэтому не рекомендую упускать возможность посмотреть в кино прекрасный мультфильм и его великолепное продолжение, тем более, что впервые обе ленты не только качественно дублированы, но и радуют титрами и надписями на русском языке! "История игрушек" и "История игрушек 2" будут прокатываться у нас на более чем 150 экранах, то есть буквально везде, где есть возможность демонстрировать трёхмерное цифровое кино (общее число площадок для цифрового показа на 1 июля 2009 года составляло 160 в 126 кинотеатрах). При этом право определять регламент показов предоставлено кинотеатрам, и российский офис Disney лишь рекомендует киносетям тем или иным способом поощрять зрителей, покупающих билеты на оба мультфильма. Возможно, некоторые кинотеатры решатся продавать два сеанса по цене одного билета, но следует помнить, что просмотр двух трёхмерных лент подряд может показаться утомительным не только детям, но даже взрослым зрителям. Если это возможно, выбирайте кинозал с системой показа RealD — именно она обеспечивает наиболее комфортный, на мой взгляд, просмотр трёхмерной картинки.

Комментарии ()