04 июня 2012
Джон Лассетер в Москве

28-29 мая знаменитый Джон Лассетер, создатель «Историй игрушек» и «Тачек», креативный директор анимационных студий Disney и Pixar, а также лицо, ответственное за наполнение тематических парков Disney, впервые посетил Россию. В рамках визита Джон дал пресс-конференцию представителям российских СМИ и в рамках фестиваля «Черешневый лес» провел мастер-класс для российских студентов. На первом из этих двух мероприятий мне удалось побывать.

В Интернет совсем несложно найти довольно подробные отчеты с пресс-конференции мистера Лассетера, поэтому я в первую очередь сосредоточусь на своих впечатлениях. Я не боготворю Джона Лассетера и непредвзято отношусь к продукции студии Pixar, в становлении которой он сыграл такую важную роль. Однако, видеть Джона, ощущать его присутствие, находиться с ним в одной комнате, конечно же, очень волнительно. В конце концов, этот легендарный человек  — отнюдь не рядовой участник истории мировой анимации. Джон не просто стал ее частью, он ее творил и менял! Учитывая неоднозначность его роли, особенно в свете того, что эволюция анимационной индустрии повлияла на судьбы многих тысяч людей, занятых в ней, и миллионов потребителей ее продукции, остается только догадываться, каково самому Джону осознавать свою важность.

Миллионер, известный самой большой коллекцией гавайских рубашек в мире, пришел в самой простой одежде, в которой щеголял и 21 мая в Samuel Goldwyn Theater на мероприятии Американской Киноакадемии. В разговоре же Джон показал себя очень земным человеком, простым, внимательным и ответственным. Не допуская односложных ответов (даже в тех случаях, когда это было бы вполне уместно), Джон на все вопросы отвечал подробно и обстоятельно, каждый раз умело находя повод еще раз рассказать о принципах, преследуемых студией Pixar. Оставаясь верным самому себе, он озвучивал тезисы, вполне себе ожидаемые от него. Например, что студия Pixar снимает сиквелы только тогда, когда для этого есть серьезный повод, что студия Pixar не снимает мультсериалов, потому что не допускает серийного подхода к работе, что при создании каждого нового мультфильма команда Pixar проводит серьезную подготовительную работу и изучение темы, будь то мир насекомых, глубины океанов или человеческий мозг.

Почти каждый вопрос журналисты сопровождали комплиментами, что доставляло Лассетеру видимое удовольствие. При этом сами вопросы редко выходили за рамки фанатских и различались лишь степенью уместности. В итоге разговор во многом меня разочаровал ввиду полного отсутствия остроты, дискуссионности и неожиданности. Неуместные вопросы вызывали у меня снисходительную улыбку, а вопросы более, чем уместные, например, чемпион по уместности, просьба рассказать о будущих проектах студии Pixar  — тревогу за утекающее сквозь пальцы время пресс-конференции. А она оказалась чертовски непродолжительной. Я надеюсь, что у организаторов встречи были веские причины ограничивать сессию вопросов-ответов 45 минутами (хотя мне трудно придумать таковые), но, право, это очень и очень мало для визита, которого мы ждали многие годы. Конечно, выросшее в последние годы значение российского кинорынка дает надежду на то, что Джон Лассетер станет приезжать чаще, а пока я стоял (стоя удобнее записывать видео) и думал о том, что мой вопрос, если очередь до него все же дойдет, окажется не в том контексте. На самом деле Джон мог бы рассказать ОЧЕНЬ много интересного и важного, ведь он не только открытый человек с прекрасной памятью и кладезем знаний и опыта, но еще и руководитель высокого ранга с невероятными полномочиями, колоссальной властью и огромным влиянием на индустрию. Но только в случае полноценного интервью, а не одного-единственного вопроса, каким бы оригинальным или животрепещущим он ни был. Так или иначе, до меня очередь дойти не успела, я даже руку, сигнализирующую о желании задать вопрос, поднять не успел. Но с учетом вышесказанного, это, наверное, к лучшему.

Итак, что же спрашивали?

Просили представить «Храбрую сердцем», и Джон рассказал, что это необычный мультфильм для Pixar, что в компьютерной анимации сложно снимать исторические фильмы, поэтому «Храбрая»  — это первый и совершенно новый опыт для Pixar. Джон подчеркнул, что впервые для пиксаровской анимации главная роль принадлежит девушке, и это радует его не меньше, чем первый факт. По словам Джона, когда семь лет назад проект только начинался, многие другие студии отказывались от серьезных и искренних сказочных историй, предпочитая более легкомысленные сюжеты. Но студия Pixar не хотела снимать фильм в диснеевском стиле, пытаясь найти свой путь  — много «экшена», много эмоций, много веселья. Рассказав, что «Храбрая» это первый режиссерский опыт Марка Эндрюса, Джон умолчал о роли Бренды Чепмен.

Юную Варвару с Твиди.ру интересовало, будет ли продолжение у «Валл-и»? Джон ответил, что пока планов продолжать «Валл-и» у студии нет и что она берется за сиквелы только тогда, когда есть идея, лучше или хотя бы не хуже, чем оригинальная. Зато Pixar работает над «Академией монстров», приквелом к «Корпорации монстров».

Спросили, что было самым сложным в 3D конвертации «Поисков Немо»? Джон рассказал, что самую большую сложность представляет устаревание программного обеспечения, из-за чего еще до начала конвертации приходится заниматься «цифровой археологией», сложным и скучным процессом. Но оно того стоит, потому что «В поисках Немо» прекрасно подходит для представления в 3D, так как насыщен сценами, в которых персонажи как бы выплывают с экрана, не соприкасаясь с границами кадра. Джон очень доволен тем, какой получается стереоверсия «Немо», но отдельную радость ему доставляет сам факт того, что старый мультфильм получит шанс вновь оказаться на большой экране. Это важно и для России, кинопрокат которой оставался неразвитым во времена оригинального проката «Немо».

От ответа на не самый уместный для такой встречи вопрос, в чем стереоформат RealD выигрывает по сравнению с другими форматами, Джон ушел, предпочтя говорить о том, какие вообще задачи студия Pixar возлагает на 3D.

Представителю газеты «Собеседник» удалось задать один из лучших вопросов на встрече: знает ли Джон Лассетер советскую анимацию, считает ли, что у нее можно чему-то научиться? Джон припомнил впечатливший его мультфильм «Корова» Александра Петрова, выполненный в технике масла по стеклу.

Ведущий припомнил, что советская анимация и в частности мультфильм «Снежная королева» оказала влияние на Хайао Миядзаки и попросил Джона Лассетера рассказать о его дружбе с японским режиссером. Джон с удовольствием рассказал, о том, как черпает вдохновение в творчестве Миядзаки, и упомянул, что принимает активное участие в дубляже его мультфильмов на английский язык.

«Как вы в своих мультфильмах для детей опираетесь на мощнейший источник информации, которым являются сказки?»  — спросил Тарас из журнала «Бумеранг». Учитывая, что студия Pixar всегда работала с оригинальными сюжетами, понятно, почему этот вопрос заставил Джона Лассетера задуматься. Но в итоге Джон рассказал о том, какие вызовы представляют собой сказочные сюжеты. Предпочитающий логичные истории, он настороженно относится к волшебству в сказках и считает, что каждый раз при описании мира следует продумать его правила, иначе в этом мире волшебства будет возможно все, что угодно, и зритель не станет переживать за персонажей. Джон сказал, что пиксаровские фильмы он любит за непредсказуемость, и в качестве примера припомнил сцену на мусоросжигательном заводе в «Истории игрушек 3».

Следующий вопрос коснулся отношения Лассетера к мультсериалами. В ответ Джон рассказал о трёх принципах незаурядного кино, которые преследует студия Pixar. Нужно, во-первых, рассказать захватывающую и непредсказуемую историю, во-вторых, наполнить эту историю незабываемыми персонажами, и, в-третьих, изобразить убедительный мир. Необязательно реалистичный, но убедительный. После этого, конечно же, появляется желание еще раз встретиться с этими персонажами в том самом убедительном мире. Остается лишь найти историю, которая была бы лучше или хотя бы не хуже оригинальной. С другой стороны, хотя мультсериалы по 20 серий в год студия Pixar делать не намерена, так как не готова выдерживать необходимое качество в таком количестве, она все же готова создавать серии короткометражек с героями своих больших мультфильмов, например, с героями «Тачек» и «Истории игрушек».

Просьба рассказать о будущих проектах оказалась самым уместным из всех заданных вопросов на пресс-конференции. Джон рассказал, что в разработке находится множество проектов. Во-первых, очень смешной приквел к «Корпорации монстров». Во-вторых, «Хороший динозавр» Боба Питерсона и Питера Сона, где показан мир, в котором метеорит, уничтоживший динозавров, промахнулся. Это проект с очень смешной историей о травоядных динозаврах, которые превратились в общество фермеров. Главный герой здесь  — это динозавр, непохожий на других, который вынужден отправиться в путешествие и найти себе друга, близкого по духу. По словам, Джона это очень красивая, эмоциональная, трогательная история о динозаврах, не похожая ни на один другой мультфильм про динозавров из снятых до сих пор. В-третьих, Пит Доктер работает над проектом, для которого пока нет названия, но действие которого разворачивается в человеческом разуме. Как и в случае «Корпорации монстров», где была исследована и получила объяснение тема детских страхов (оказывается дети правы, когда говорят, что в шкафу сидит монстр, осталось только объяснить, зачем он там сидит), здесь будет дано объяснение тем явлениям или чувствам, которые всем знакомы, но сути которых мы не знаем. Как, например, некая песня застревает в мозгу и от нее невозможно избавиться? Команда мультфильма намерена исследовать, показать и объяснить, как эмоции овладевают людьми на примере разума маленькой девочки. При этом Джон подчеркнул, что верит в исследовательскую работу, что в работе над мультфильмом нужно изучать тему настолько, насколько это вообще возможно. На «Приключениях Флика» авторы мультфильма стали энтомологами, а в «Поисках Немо» Джон настаивал, чтобы все главы департаментов получили опыт подводных погружений. Поэтому и сейчас авторы мультфильма консультировались с психологами университетов в Беркли и Стэнфорде. Такие консультации стали вдохновением и источником идей, поэтому на выходе получается очень-очень умное кино. Наконец, в-четвертых, Ли Анкрич работает над проектом, действие которого вращается вокруг известного мексиканского семейного праздника «День мертвых», который отмечают 1 ноября. По словам Джона, это очень красивая и интересная история единения как ныне живущих, так и ушедших членов семей.

Корреспондент «Ридус» задал очень странный вопрос: «В последние годы в ваших фильмах все чаще появляются серьезные нотки, даже философские. Это безусловно очень сильно обогащает искусство в целом, но не кажется ли вам, что это в какой-то мере обедняет собственно ваши работы. Мы с удовольствием идем их смотреть в первый раз, но временами, я по себе замечаю, что мультфильмы с серьезной ноткой просто не хочется уже пересматривать.» Джон Лассетер деликатно не согласился, сказав, что его мнение противоположно озвученному, и что он считает, все их фильмы очень эмоциональные, но и очень смешные. При этом лучше всего запоминается именно эмоциональная связь с персонажами. Только эмоциональные фильмы остаются со зрителем надолго. Джон гордится тем, что, как говорят ему зрители, его фильмы пересматривают снова и снова. В этих фильмах важен баланс между сердечностью и смехом. И юмор при этом произрастает из личных качеств персонажей, а не потому, что они шутят. Такой юмор воспринимается независимо от языка и от качества перевода. Во времена «Истории игрушек» об этом не думали, заботились лишь о том, чтобы закончить фильм. И когда Джон путешествовал по миру, представляя фильм, он видел, что некоторые шутки в переводе не работают для иностранного зрителя. Уже в «Приключениях Флика» это было учтено. Историю стали пытаться рассказать в первую очередь визуально, а юмор стали основывать на личных качествах героев. Диалоги тоже смешны, но даже они подкрепляются природой персонажей. В «Храброй сердцем» много драмы, но это также невероятно смешной мультфильм именно из-за своих персонажей.

На этом пресс-конференция завершилась. На следующий день Джон Лассетер провел мастер-класс для российских студентов. Подробности этого мероприятия можно узнать из этого отзыва.

Какое же самое важное наблюдение или вывод можно вынести из прошедшей пресс-конференции? Увы, приходится констатировать, что для Джона Лассетера анимационная студия Disney, кажется, продолжает выступать в роли нелюбимого приемного ребенка. Джон на встрече с журналистами вёл себя, как хозяин студии Pixar, совершенно позабыв про студию Disney, и несерьезные, поверхностные вопросы журналистов этому потворствовали. И Джон, и аудитория, кажется, не хотели даже осознавать, что он — не вышедший в отставку ветеран студии Pixar, а менеджер высшего звена компании Disney, который должен забыть свои личные пристрастия и рекламировать, пестовать, защищать все доверенные ему подразделения, а не только родную мастерскую. Это грустно, потому что объясняет, почему о планах Pixar мы знаем на пять фильмов вперед, а планы Disney за пределами «Ральфа» остаются туманом на уровне слухов. Объясняет, почему из студии Disney продолжается бегство лучших специалистов. Объясняет, почему попытки вернуть к жизни рисованную диснеевскую анимацию ограничились обращенным назад мультфильмом «Принцесса и Лягушка» и дешёвым, ненужным продолжением «Винни-Пуха».

Мне кажется, в полноценном серьезном разговоре Джону следовало бы ответить, по крайней мере, на следующие вопросы:

Уважаемые представители российского офиса Disney. Если вы читаете это, очень прошу Вас в следующий визит Джона Лассетера найдите возможность организации полноценного интервью с ним, чтобы кто-то смог задать ему хотя бы часть из вышеперечисленных вопросов!

Комментарии ()


Новости и обновления