07.03.13   Чёткая анимация

Рад сообщить, что галерея мультфильма «Мулан» на «Сайте о про-диснеевской анимации» теперь представлена в более высоком разрешении. Более того, кадров в обновлённой подборке стало почти в два раза больше  — трудно удержаться в рамках, когда мультфильм настолько хорош! Тем более, что сам по себе процесс выбора интересных кадров лично мне доставляет огромное удовольствие. И в связи с этим признанием я хочу коснуться темы, которая давно меня занимает. Речь ни много ни мало о важном различии рисованной и компьютерной анимации, о котором говорят несправедливо мало...

Собственно я совсем недавно уже поднимал эту тему на Форуме о про-диснеевской анимации в контексте обсуждения «инновационной» короткометражки «Бумажный роман», но мне кажется важным поговорить об этом подробнее. А дело вот в чём. Ставшие за последние лет пятнадцать такими привычными и обыденными компьютерные мультфильмы, в отличие от рисованных, крайне неподатливы для покадрового разбора, особенно в плане получения качественных скриншотов. Дело в смазанности фаз сколько-нибудь резких движений персонажей. По сути, в искусственном эффекте, замыливающем очертания перемещающихся объектов. Насколько я знаю, эффект смазывания движения (motion blur) достигается путём применения разнообразных автоматических фильтров при финальной визуализации картинки в целях достижения большей плавности движения. По своей природе он имитирует поведение реальной фото- или кинокамеры, которая за время экспозиции кадра фиксирует изменения положения объекта. Фотографы такое размазывание картинки называют «шевелёнкой», чаще всего считают дефектом (кроме случаев намеренного применения в художественных целях) и, как правило, пытаются его преодолеть. А вот создатели компьютерных мультфильмов смазывания движения совсем не стесняются.

Любые мало-мальски резкие действия персонажей в современных компьютерных мультфильмах содержат в себе шевелёнку, что уж говорить про действительно динамичные сцены! Посмотрите, как выглядит схватка врукопашную в компьютерном мультфильме «Рапунцель: Запутанная история» и чем она отличается от похожей (и не менее лихой!) сцены про-диснеевского мультфильма компании DreamWorks Animation «Синбад: Легенда семи морей».

Покадровое воспроизведение лучших про-диснеевских мультфильмов может доставлять невероятное удовольствие, ведь только так можно заметить буквально все нюансы анимации персонажей и эффектов. Особенно, если речь о стремительных, динамичных сценах! При этом каждый кадр остается идеально чётким, как будто его фиксировала камера с временем эскпозиции, близким к нулю. Получать скриншоты легко и приятно, а результат можно хоть на стену вешать!

Напротив, любой, кто пытался получить интересный скриншот компьютерного мультфильма, сталкивался с проблемой подбора кадра. Трудно «поймать» момент, неиспорченный шевелёнкой, а особенно обидно, если этот момент отнюдь не самый выигрышный.

Так и хочется возразить, заметив, что мол при нормальном просмотре искусственно наложенная смазанность незаметна и только добавляет убедительности. Возможно, но ведь лучшие образцы рисованной анимации убедительны и без такой хитрости! Рисованная анимация обращается к имитации смазанного движения лишь в случах воистину молниеносных движений, когда, например, фазы движения необходимо менять несколько раз за один кадр. Со времён классических короткометражек 1930-х годов (вспомните диснеевский мультфильм «Заяц и Черепаха»!) аниматоры используют самые разнообразные приёмы для имитации смазывания.

Специфика про-диснеевской анимации, подразумевающая ручную работу над каждым кадром, вдохновляет на поиск порой экстравагантных решений этой задачи. Я приведу не самые яркие, а просто имеющиеся под рукой примеры из «Аладдина» (на первом, кстати, полупрозрачным вихрем изображён верный Абу), но найти их можно, наверное, в любом про-диснеевском мультфильме.

По-моему, даже такие кадры трудно считать дефектными или испорченными, ведь созданы с умыслом и подчас являются лишь крайней степенью приемов сжатия и растяжения персонажа. Заметим также, что подобные приемы можно обнаружить и в книжной иллюстрации, и в комиксах.

Не знаю наверняка, возможно ли в компьютерной анимации избежать применения смазывающих фильтров без потери убедительности анимации. Есть соблазн обвинить во всём компьютерные анимационные программы, который мол избавляют аниматоров от необходимости создания промежуточных фаз движения, но ведь очевидно, что в лучших компьютерных мультфильмах без внимания аниматоров не остаётся ни одна фаза движения (кстати, не знаю, как обстоят дела с анимацией, основанной на захвате движения). Так что очень может быть, что при существующих алгоритмах визуализации цифровой картинки без них не обойтись. На мой взгляд, это свидетельство (не единственное, кстати!) если не подчинённого, то изначально проигрышного положения компьютерной анимации по отношению к рисованной, насколько бы парадоксальным ни казался этот вывод в свете безусловного превосходства первой в категориях реалистичности и детализации. Впрочем, разве мы не знали этого по опыту противостояния изначально способной на всё живописи и изначально ограниченной даже в диапазоне яркости фотографии?

P.S. Разумеется, приложив ряд усилий, можно отобрать классные кадры и в компьютерном мультфильме. Некоторое время назад участница «Форума о про-диснеевской анимации» Lilo подготовила для моего сайта шикарную подборку кадров из мультфильма «Рапунцель: Запутанная история». Огромное ей спасибо! Но лично я пока так и не нашёл сил повторить её подвиг и начать полноценный сбор коллекции скриншотов компьютерных анимационных лент. Галерея «Рапунцель» на текущий момент остаётся единственной и вообщем-то неприкаянной. Пользуясь случаем, всем её рекомендую!

Комментарии ()


Новости и обновления