15.06.14 «Король Лев»

В честь 20-летия «Короля Льва» я публикую фрагмент моей всё ещё находящейся в работе книги, посвящённой истории про-диснеевской рисованной полнометражной анимации.


Историю появления на свет замысла «Короля Льва» проследить непросто  — на честь авторства идеи претендуют многие люди. Среди них  — Чарльз Финк (Charles Fink), молодой вице-президент анимационной студии Disney, который осенью 1988 года нанял Томаса Дища (автора «Отважного Маленького тостера»), чтобы написать набросок сценария для потенциального анимационного проекта. Направление поисков было определено, когда Финк озвучил своё видение картины фразой «Бэмби в Африке». Недаром, в своих поздних резюме Чарльз Финк упоминал идею мультфильма, как своё собственное достижение. Между тем, Джеффри Катценберг, по словам Финка, первоначально воспринял его предложение крайне пренебрежительно  — его смешила мысль о том, что царь зверей служит своим подданным, закусывая ими же. С другой стороны в книге «Война за империю Disney» упоминается эпизод разговора между Джеффри Катценбергом и Питером Шнейдером, который имел место на борту самолета во время промотура «Оливера и компании». Во время этой посвящённой потенциальным проектам беседы Катценберг говорил о мультфильме про львов, как о своей идее.

Дищ принёс Финку текст под названием «Король Калахари». Студия выплатила писателю гонорар в размере $5 тысяч, но не привлекла Дища к дальнейшей работе, а обратилась к другим авторам. На протяжении 1989 года шёл интенсивный процесс создания полноценного сценария мультфильма про львов, одним из промежуточных результатов которого была, в частности, история войны между львами и бабуинами, озаглавленная «Король зверей» («King of the Beasts»). Этот сценарий Дж. Ти. Аллена (JT Allen), датированный 19 января 1990 года, дал, наконец, фильму ход. К маю 1990 года Аллен и Рон Басс добавили «Королю зверей» шекспировских ноток. Со временем название проекта было изменено на «Король джунглей», чтобы дистанцироваться от названия «Красавица и Чудовище» («Beauty and the Beast»), но история продолжала сложно эволюционировать. Потребовалось около года, прежде чем главным героем стал львёнок, желающий поскорее стать королём. За это время было перемолото немало сюжетных линий, появились и успели исчезнуть множество оригинальных персонажей (большеухий лисёнок Бхати, львёнок Мхииту), а, кроме прочего, проект стал мюзиклом.

Тим Райс, который работал над песнями «Аладдина», был привлечён и к проекту «Короля джунглей». Когда стало понятно, что заваленный работой Алан Менкен недоступен, Райс предложил на роль автора музыки песен популярного певца Элтона Джона. Томас Шумахер, на тот момент выступавший в роли продюсера мультфильма, колебался, но потом решился пригласить Джона, так как «Король джунглей» в любом случае должен был стать необычным мюзиклом. В сентябре 1991 года Шумахер полетел в Лондон, где представил знаменитому музыканту материалы по фильму. Элтон Джон заинтересовался проектом и согласился в нём участвовать.

Длительное время «Король джунглей» разрабатывался под руководством опытного Джорджа Скрибнера (ранее поставившего мультфильмы «Оливер и компания» и «Принц и Нищий»). Но в октябре 1991 года Джеффри Катценберг уговорил талантливого сценариста Роджера Аллерса сесть в кресло сорежиссёра. Аллерс, которому ради львиного проекта пришлось оставить собственную разработку «Принцессы-Лебедя», стоил уговоров  — специалист по музыкальным номерам, он раскадровывал сцены песни Ариэль в гроте и её с Эриком лодочной прогулки, вместе с Гэри Троуздейлом работал над эпизодом песни Урсулы, а с Брендой Чэпмен разработал сцену танца Красавицы и Зверя. Бренду Аллерс поставил во главе сценарной группы. Та согласилась с большой неохотой  — слишком уж пресным и проблемным был проект. Неразрешимой казалась проблема главного героя  — Симба не вызывал никакой приязни на протяжении фильма. В варианте сценария, который был принят на тот момент, Симба оставался на троне после убийства отца, а убийца, его родной дядя лев по кличке Шрам делал всё, чтобы юный принц превратился в ленивого и неряшливого персонажа. Будучи опекуном, Шрам фактически правил царством от лица Симбы. Сценаристы были в тупике.

В ноябре 1991 года Скрибнер, Аллерс и Чэпмен, в компании с художницей Лисой Кин, ассоциативным продюсером Джеффом Албертом и сценаристом/художником-постановщиком Крисом Сандерсом упаковали чемоданы для исследовательской поездки в Африку. Томас Шумахер, поминая свой вояж по Австралии, считал, что путешествие вдохновит команду. Повествовать об Африке, не увидев её своими глазами, было самонадеянно. Двухнедельное автомобильное сафари диснеевцев по Кении обернулось массой впечатлений и материалов.

Работа над картиной продолжалась, но представление Джорджа Скрибнера о ней перестало устраивать руководство студии. Скрибнер хотел снять серьёзный эпос и был против превращения мультфильма в традиционный мюзикл (ведь рассматривалась даже идея песни Муфасы!). Майк Суррей вспоминал: «Джордж вёл картину в направлении, с которым все, казалось, уже согласились. Но, когда направление изменилось, не было признаков того, что он способен измениться вместе с ним». В апреле 1992 года Скрибнер был освобождён от должности, а у Роджера Аллерса появился новый партнёр в режиссёрском дуэте  — Роб Минкофф.

Команда создателей «Короля джунглей» вообще менялась очень сильно. Так на полпути проект покинула Линда Вулвертон, работавшая над ранними версиями, но летом 1992 года пришли Ирен Мекки и Джонатан Робертс. Будущий арт-директор мультфильма Энди Гаскил был привлечён к работе над сценарием картины также лишь в 1992 году после очередной кадровой перетряски. С другой стороны Томас Шумахер, первоначально выступавший в роли продюсера мультфильма, в феврале 1992 года передал дела Дону Хану, но не потому что не справился, а из-за того, что получил повышение  — место Чарльза Финка на посту вице-президента Disney, ответственного за разработку анимационных проектов студии в целом. Финк покинул компанию [в июне 1992 года], так как решил попробовать себя в бизнесе информационных технологий.

Подключившись к работе над «Королём джунглей», Дон Хан поднял вопрос о радикальном изменении второй половины фильма. Был устроен ставший знаменитым двухдневный мозговой штурм, когда ключевые люди проекта, к которым временно присоединились постановщики «Красавицы и Чудовища» Гэри Троуздейл и Кирк Уайс, заперлись в одной комнате и постарались забыть о чинах, чтобы на равных вести творческий диспут. Именно там проект из «Короля джунглей» превратился в «Короля Льва». Группа решила поставить Шрама на трон, а Симбу отправить в изгнание. Тимон и Пумба присутствовали в сюжете и ранее  — они были друзьями детства Симбы, но в новой версии им доверили новую роль. Тимон и Пумба стали второй семьёй львёнка. Теперь устранить серьёзные проблемы сценария было делом техники. Во время путешествия по Африке команда мультфильма узнала фразу «акуна матата», означающую «нет проблем». Фраза стала основой жизненного уклада Симбы в изгнании, а, попав в руки Элтона Джона и Тима Райса, превратилась в шлягер. Среди прочих нововведений была реализована и идея Роба Минкоффа о явлении призрака Муфасы  — мультфильм приобрёл мистическое звучание.

Комментарии ()


Новости и обновления