28 апреля 2021
Компьютерная графика в «Лисе и Псе»

Если не считать «открытий», происходящих вследствие изменений норм этики, новые подробности истории про-диснеевской анимации, если и тиражируются, то незаметно. Так, например, я понятия не имею, с каких пор на вопрос о производственном бюджете «Братца медвежонка» поисковый сервис Google (и не только он) бойко отвечает: «46 миллионов долларов»! Точность подкупает, ведь не 45, не 50, а именно 46. Но как это возможно, если только на выплаты зарплаты сотрудникам диснеевская анимационная студия во Флориде тратила до $0,9 млн в неделю? База кинознаний Imdb.com оценивает стоимость мультфильма куда более разумной, но, по моим данным, завышенной цифрой в $128 млн. Её никто не тиражирует, почему-то.

Впрочем, цифры – это ерунда. Куда более вопиющим мне видится другой разлетевшийся по Интернету «факт». На этот раз подтверждаемый базой Imdb. Речь о том, что первое применение компьютерной графики в диснеевской анимации, якобы, было осуществлено при создании «Лиса и пса», а не «Чёрного котла», как считалось до сих пор. Опровергнуть эту информацию можно отсылкой к «Официальной диснеевской энциклопедии» («Disney A to Z: The Official Encyclopedia»), частично доступной онлайн, где в случае «Лиса и пса» о компьютерах ни слова (в отличие от «Чёрного котла»). Но интереснее прикинуть умозрительно, а могло ли так случиться в действительности? Заодно проговорить, что вообще известно об истории использования компьютера в диснеевских рисованных мультфильмах.

Прежде всего, хотелось бы понять, а какие именно кадры «Лиса и Пса» можно заподозрить в применении компьютера? Первая мысль, что сценки с движущимися автомобилями охотника Амоса Слейда и вдовы Твид! Но такая версия требует допущения, что отвечавший за анимацию автомобилей шестидесятилетний аниматор Дик Лукас совершил настоящий технологический прорыв, вместо того, чтобы использовать отработанный им же самим ещё в «Далматинцах» метод съёмки моделей автомобилей игрушечного размера. Едва ли...

К счастью, Imdb прямо указывает, что компьютерная графика была применена в эпизоде с осадой лисьей норы. Где же она там? Ну, предположим, что она помогла анимировать капканы Амоса! На мой взгляд, они не очень похожи на прорисованную вручную машинную графику, которую можно видеть в том же «Чёрном котле», но лучшего кандидата найти не получается. За кадры с лисом Тодом, активирующим капканы, отвечал молодой выпускник CalArts Майк Седено, которому, кстати, в 1987 году довелось ставить мало кем виденный диснеевский компьютерный мультфильм «Oilspot and Lipstick». Но вряд ли он сам анимировал капканы – для таких задач есть аниматоры эффектов. Не могу утверждать, что во времена работы над «Лисом и Псом» никто из них не имел понятия о компьютерной графике. Но не удивлюсь, ведь есть же пример таких любознательных и пытливых аниматоров, как Билл Кройер и Джерри Рис, которые познакомились с компьютером, лишь когда променяли студию Disney на работу у Стивена Лисбергера. У последнего они работали над революционным фильмом «Трон» (1982). И именно они заинтересовали компьютерной графикой знаменитого Джона Лассетера! В своих интервью Джон подтверждал, что это произошло в дни работы над среднеметражкой «Рождественская история Микки», то есть через год после релиза «Лиса и Пса». Вдохновлённый Лассетер летом 1982 года начал работу над ставшим знаменитым тестом по совмещению компьютерной графики с традиционной анимацией. При этом собственно компьютерную графику и заливку цветом элементов рисованной анимации пришлось заказывать в компании MAGI, потому что на студии Disney не было оборудования для решения таких задач. Кстати, очевидно, именно здесь впервые про-диснеевская анимация была соединена с компьютерной графикой, но я бы не путал тест с практическим применением.

По моим представлениям, в дни работы над «Лисом и Псом» на студии Disney не могло быть людей, заинтересованных в экспериментах с компьютерной графикой, и не было ни технических ресурсов, ни времени на них. Ситуация изменилась только на производстве «Чёрного котла». Амбициозный проект стал площадкой для испытания всех возможных технических новшеств. И логично, что формальный зачин в применении компьютерной графики принадлежит ему.

На первенство самой идеи, впрочем, может претендовать и «Великий мышиный сыщик». Диснеевский художник-планировщик Майк Пераза, работавший над проектом «Бэйзила с Бейкер-стрит» (первоначальное название «Сыщика»), прямо утверждает, что именно он первым всколыхнул тему, обратившись за консультацией к Дэйву Инглишу, главному инженеру компании WED. Когда-то эта мастерская, специализирующаяся на технологиях тематических парков, принадлежала лично Уолту Диснею, но он её продал компании Walt Disney Productions. В нерабочее время и совершенно неофициально Пераза на пару с программистом Лемом Дэвисом пытались смоделировать сценки на шахматной доске и внутри часовой башни Вестминстерского дворца. Наработки заинтересовали Джона Маскера и Рона Клеменца, но, кажется, встретили сильное сопротивление со стороны продюсера «Бэйзила» Барни Маттинсона. А вот Джо Хейл, продюсер «Чёрного котла», услышав об идеях Перазы, сам привлёк Лема Дэвиса к работе над своим фильмом. В результате были смоделированы, анимированы и использованы в картине летающие котлы, лодка и Шарик принцессы Айлонви.

Работа была проделана на графической станции IMI-500. В апреле 1983 года Walt Disney Productions приобрела две такие машины для изучения возможностей их применения. Одну для WED, другую – для анимационной студии. Устройства, впервые представленные рынку осенью 1981 года по цене в $55 тысяч, заслуживают комментария, так как имели мало общего с компьютерами, к которым мы привыкли. Достаточно заметить, что модель была рассчитана на работу с векторной графикой в трёхмерном пространстве и умела 36 раз в секунду обновлять положение 32 тысяч векторных штрихов на экране с разрешением 4096х4096 пикселов! Это позволяло в реальном времени манипулировать объёмными моделями и отрисовывать их на плоттере. Впрочем, для финального вида аниматоры эффектов всё равно прорисовывали их вручную.

На фотографии собственно компьютер IMI-500 не виден, так как размещается под столом. Логично при размерах с небольшой холодильник. Для интересующихся – принципиальная схема устройства.


Пока Дэйв Инглиш и Лем Дэвис создавали модели для «Чёрного котла», ещё один программист WED Тэд Гилоу на той же станции моделировал сцены для съёмки многоплановой камерой (это упрощало съёмки и снижало их стоимость). Когда взявший шефство над анимационной студией Рой Дисней Младший предложил возобновить работу над идеями Майка Перазы, именно Тэду довелось моделировать для «Бэйзила» весь эпизод внутри часового механизма (сцену на шахматной доске Майк Пераза посчитал не стоящей усилий). В связке с выдающимся аниматором Филом Ниббелинком, который оживлял персонажей.

Кроме того, Тэд написал программу для визуализации [посредством персонального компьютера] смоделированных на IMI-500 сцен. Визуализированные кадры печатались на бумаге, потом копировались на селы, по необходимости контуровались и заливались цветом. Процесс занял несколько месяцев и был очень утомительным. Лет десять назад Тэд Гилоу [по почте] ответил на несколько на моих вопросов и в частности упомянул технический вызов, связанный с дефицитом дискового пространства (в наличии было лишь 10 мегабайт!), который инженеры преодолевали «путём непрерывного удаления сцен с активного диска, и восстановлением других [сцен], поскольку в наличии мы могли держать лишь 20% сцен». В книге Тома Сито «Moving Innovation: A History of Computer Animation» описывается эпизод на съёмках «Бэйзила», в котором уборщик закрыл комнатку с графической станцией, чем вызвал перегрев и выход компьютера из строя. Ремонт IMI-500 обошёлся в 10 тысяч долларов.

11 минут компьютерной графики для «Оливера и компании» создавала уже целая команда художников на новейшей (модель конца 1985 года) графической станции Iris 2400 Turbo от компании Silicon Graphics. Кстати, весившей ни много ни мало 90 килограмм. Но принципиально способ комбинирования рисованной анимации и компьютерной графики изменился лишь после появления диснеевской системы компьютерного производства [рисованной] анимации (CAPS). Лем Дэвис сыграл ключевую роль в её создании. А среди достижений Тэда Гилоу – разработка ещё более продвинутых систем визуализации компьютерной графики в про-дисневской манере анимации. В «Стальном гиганте» Брэда Бёрда он руководил созданием и визуализацией робота, не только добившись рисованного вида, но и научив систему визуализации выводить псевдо-рисованные изображения прямо в библиотеку Animo.

Карета в «Покахонтас», над которой [на студии Disney в Орландо] работал Тэд Гилоу. Интересно, что при этом львиная доля компьютерной графики в этом мультфильме под рисованную анимацию даже не маскируется.


Комментарии ()