16 января 2004
Неудача "Поисков Немо"

По информации непревзойденного журнала Видеомагазин на третьей неделе своего российского турне совместное творение студии Pixar и компании Disney, сенсационный мультфильм "В поисках Немо" занял первое место в чартах кассовых сборов. Как и ожидалось, "Немо" стал самым кассовым мультфильмом в отечественном прокате, легко обогнав "Ледниковый период", который полтора год удерживал этот рекорд. Однако даже при этом я готов утверждать, что прокат картины не удался. Он неудачен (относительно, разумеется). Собрав на текущий момент всего $2,2 млн., мультфильм не оправдал даже мой и без того скромный прогноз.

Напомню, что я рассчитывал на двухмиллионный старт картины и полагал, что собрать по крайней мере $7 млн. "Немо" вполне по силам. Учитывая невероятный рост российского кинорынка в последние годы с одной стороны и громадный потенциал последнего хита студии "Pixar" с другой, можно было бы ожидать и большего. Но пришлось сделать скидку на небывалый расцвет видеопиратства в нашей стране и традиционно снисходительное отношение массовой публики к анимации. Было очевидно, что в России даже "Очень страшное кино 3" станет серьезным соперником для "Немо".

О том, что мой прогноз оказался излишне оптимистичным, я узнал еще до Нового года, когда выяснилось — "Немо" стартовал скромно. За первый уик-энд мультфильм заполучил лишь $1 млн. А сейчас, когда школьные каникулы закончились, а широкий прокат "Немо", видимо, завершен, вполне можно подвести предварительные итоги проката в целом. А главный итог состоит в том, что "Немо" существенно уступает третьей части "Страшного кино" (зритель предпочел туалетный юмор) и в лучшем случае лишь догонит его. Скорее всего, в конечном счете мультфильм соберет лишь $3 млн. Для сравнения "Дети шпионов 3D" имели в России $6,3 млн., а "Гарри Поттер и Тайная комната" — все $8,1 млн!!!

Конечно же, если сравнивать достижения "Немо" с предыдущими мультфильмами, прогресс налицо. Так "Корпорация монстров" в 2002 году собрала лишь $0,9 млн, а "Ледниковый период" чуть позже — почти $1,6 млн. Однако, те картины прокатывались на вдвое меньшем числе экранов, и при куда более сильном долларе! С учетом всех этих фактов прокат "Немо" сложно расценивать как очень успешный.

Важно осознавать, что причиной происшедшего является не столько легкомысленное отношение российского зрителя к анимации, сколько ошибки дистрибьюции. В России нельзя так сильно затягивать с прокатом! Ведь "Поиски Немо" появился на наших киноэкранах слишком поздно. Отрадно, что следующий мультфильм от Pixar Суперсемейка выйдет в нашей стране вскоре после всемирной премьеры, однако еще неизвестно, придется ли нам по душе.