Алексей КОБЕЛЕВ, 2 марта 2020. Версия для печати здесь

Не завидую критикам, пишущим рецензии на постоянной основе изо дня в день. Сам пишу относительно редко и, чего уж скрывать, не знаю, как правильно это делать. Это не синдром самозванца (куда уж мне), а искреннее непонимание сути жанра. Кажется, правил нет, но большинство рецензий похожи друг на друга. Обычно они более или менее подробно описывают историю, упоминают почерпнутый из пресс-релиза многозначительный факт, о том, например, что режиссёр вдохновлялся собственным опытом взросления без отца, и заканчивают банальностью (мол снова студия Pixar радует нас тем-то и тем-то) или даже безграмотной глупостью (мол вот все помешаны на сиквелах и ремейках, а студия Pixar, напротив, каждый год радует нас новой оригинальной работой — не шучу, сам недавно читал такое заявление!). Понятно, что ценность таких рецензий невысока.

Может правильнее было бы вообще укладывать свою оценку в одну строчку, вроде «интересное и забавное кино, которое при этом держит в напряжении в течение всего сеанса, идеальное для семейного просмотра»? Ну, если тщательно подобрать слова, то может и правильнее, но слишком уж это похоже на вариант из опросника зрителей условного тестового показа.

Наконец, можно рассматривать кино с учётом обстоятельств его создания и контекста выпуска в прокат, когда оценка качеств фильма зависит в том числе и от того, какие фильмы выходили перед ним. Это в известной мере несправедливо по отношению к фильму и, возможно, слишком строго, но такую рецензию, по крайней мере, интересно писать. В случае «Вперёд», 22-го пиксаровского мультфильма этим путём и пойду.

Но прежде всё-таки в двух словах, о чём фильм. В мире, населённом сказочными существами, братья эльфы Иэн и Барли Лайтфуты получают шанс посредством магии вернуть к жизни своего отца, умершего незадолго до рождения Иэна. Первая попытка использовать магию оказывается неудачной, и теперь у них есть лишь сутки на вторую попытку. Замечательно, что Иэн, младший из братьев, обнаруживает в себе способности к магии в момент, когда испытывает кризис доверия к Барли, ведь таким образом братьев можно рассматривать как зеркальное отражение героинь знаменитого диснеевского мультфильма, в котором старшая из двух сестёр владеет магией холода и избегает общества младшей. При этом не полностью вернувшегося с того света отца героев можно рассматривать и как связующий элемент, и как поставщика смешных ситуаций, то есть пиксаровскую версию снеговика Олафа (кстати, оба оживлены посредством магии!). Неплохо для разминки? Недавно издание The Guardian даже поспешило назвать «Вперёд» «Холодным сердцем для мальчиков». Потом передумало и исправило на «Холодное сердце с мальчиками». Ладно, на самом деле, у нас есть куда более подходящий фильм для проведения параллелей.

Как известно, в творчестве студии Pixar семейные отношения одна из самых популярных тем (потому что большинство зрителей, если их спросить, согласятся с приоритетом семьи над любой другой ценностью), но только «Вперёд» и «Тайна Коко» используют возможность встречи с преждевременно умершим родственником как повод заострить ценность семейных уз. Да, не иначе как по иронии судьбы первый после периода сосредоточенности на сиквелах оригинальный фильм студии перекликается с предыдущим оригинальным фильмом. Перекликается не главными героями, а тематически. В «Коко» живой попадает в мир мёртвых, получая шанс встретиться со своим предком, но при условии успеха его поисков за крайне ограниченное время. В мультфильме «Вперёд» мёртвый ненадолго (и не полностью) возвращается в мир живых, рассчитывая увидеть своих детей, но при условии, что дети успешно и в срок пройдут сложный квест. В фильме 2017 года живой полагается на помощь мёртвых родственников, чтобы найти способ вернуться в мир живых — в фильме 2020 года мёртвый вынужден рассчитывать на живых детей, чтобы успеть прожить хотя бы ещё один день. Инверсия не полная, но логичная в соответствии с законом энтропии (жизнь не движется вспять). А более пристальный взгляд вообще открывает безоговорочно общую черту двух фильмов — она всё в том же стремлении мёртвого персонажа увидеть своё дитя, пока есть шанс (в "Коко" эта тема раскрывается ближе к финалу).

Настолько тематически близкие, да ещё и идущие друг за другом фильмы нельзя не сравнить. Не стану преувеличивать их схожесть. Вселенные мультфильмов отличны друг от друга чуть ли не во всём, да и фабулы разные. При этом и в первой, и во второй области сравнения «Коко», один из самых рейтинговых мультфильмов Pixar, выглядит явно сильнее (не говоря уже о преимуществе более раннего релиза!). Начну с истории. Младший из двух братьев, Иэн Лайтфут никогда не видел отца, но переживает о его отсутствии в своей жизни больше, чем о чём-либо ещё. Такая рефлексия не подкреплена сильным мотивом — тот же малыш Немо из мультфильма 2003 года, никогда не видевший свою маму, едва ли стал бы на этом зацикливаться. Хуже того, Иэн больше склонен именно рефлексировать, чем действовать, и нуждается в мотивации извне. Подавляемый родственниками Мигель, напротив, сам готов бороться за идеалы, а к осознанию ценности семьи приходит через драматичный конфликт между долгом и жаждой свободы. Это более интересный персонаж. Оказавшись жертвой обстоятельств, Мигель действует экспромтом, без шпаргалки. У пустившихся в авантюру братьев Лайтфутов (в одиночку Иэн ни за что бы на такое не пошёл) есть сомнительная, но якобы вполне себе действенная инструкция. По сценарию настольная игра, которую Барли фанатично штудирует, является путеводителем по реальному старому миру и справочником настоящих заклинаний. Из-за этого квест, который они проходят, выглядит и лёгким, и непроходимым одновременно.

На стороне «Коко» также идеализированное представление о традиционной семье, в то время как взгляд создателей «Вперёд» на этот институт хоть и более прогрессивный, но странный. Чего стоит, например, кентавр, то есть представитель другого вида, в роли отчима. И хотя я готов аплодировать смелости создателей «Вперёд» в части неожиданного разрешения казалось бы логичного и очевидного хода событий, эффект от этого поворота истории не может сравниться с эффектом от эмоционально раскалённого финала «Коко», оставляющего у чувствительных зрителей настоящий ком в горле.

Путешествие в поразительный Загробный мир — это без сомнений главный аттракцион «Тайны Коко». Город на Том свете разительно отличается от того, к чему мы привыкли, но наполнен знакомыми вещами, потому что его обитатели, по вполне очевидной причине, пытаются упорядочить своё пребывание в нём привычными правилами. Последнее позволило создателям картины найти множество поводов посмеяться над нелепостями обитания на Том свете, ведь меньше всего они хотели напугать зрителя. В свою очередь фантастический мир «Вперёд» населён фольклорными существами, живущими в условиях, практически не отличающихся от современной Америки. По неясной причине. Как и в случае с буквальной достоверностью настольной игры Барли, создатели мультфильма и тут настаивают на допущении. На этот раз на допущении того, что эльфы, сатиры, циклопы и кентавры одновременно с использованием современных [дате релиза мультфильма] технологий транспорта и связи стали носить современную одежду, практиковать современный здоровый образ жизни и поддерживать порядок современными общественными институтами (кроме религиозных). И что даже русалки добровольно перебрались в неестественную для них среду обитания. Вознаграждением за такое допущение служит сатирический взгляд на сомнительные ценности современной цивилизации, разрушающей противопоставляемые ей истинные ценности магического наследства. Кстати, тема магического наследства в фильме действительно раскрыта интересно, и мне остаётся только пожалеть, что студия Pixar не решилась сосредоточиться на ней, создав настоящее, а не, так называемое, «пригородное» фэнтези.

Между прочим, создатели «Вперёд» не скрывают, что использовали элементы фэнтези исключительно для обеспечения возможности встречи главных героев с ушедшим отцом. В результате тема отказа от магии в фильме подаётся довольно поверхностно, хотя по социальным и культурным последствиям такое изменение уклада должно было бы иметь колоссальный эффект. Трудно также сказать, как сильно это изменение отразилось на семье главных героев. Для сравнения на семье Парров в «Суперсемейке» запрет супергероев (суть волшебников современного мира) отражался непосредственно.

Кажется, у «Вперёд» ещё до релиза (!) успела сформироваться не самая завидная репутация «фильма, недотягивающего до пиксаровского уровня». Мне кажется, это в целом справедливая оценка, но я бы уточнил, что «Вперёд» в основном не дотягивает до высокой планки «Тайны Коко». Появившиеся в период между «Коко» и «Вперёд» продолжения «Суперсемейки» и «Истории игрушек» не в счёт, так как сами не дотягивают до уровня предыдущих фильмов. А что касается самых знаменитых пиксаровских мультфильмов, вроде «Корпорации монстров», «Поисков Немо», «Рататуя», «Валли», то от «Вперёд» их отделяет уже целая эпоха! И они не идеальны — у каждого найдутся моменты огромных допущений и/или дыры в сюжетах. Их любят, прощая или не замечая недостатки. Как тут сравнивать!

Часто под словосочетанием «пиксаровская формула» понимают «дорожное путешествие двух непохожих друг на друга героев». «Вперёд» укладывается в такую «формулу» наравне с такими разношёрстными фильмами, как «В поисках Немо», «Вверх», «Головоломка», «Хороший динозавр». И именно ввиду их разношёрстности, по-моему, нелепо считать, что именно «пиксаровская формула» определяет, дотягивает ли фильм до «пиксаровского уровня».

Как бы там ни было, несмотря на вторичность темы, обилие упрощений в правилах Вселенной мультфильма, невысокий потенциал главных героев, «Вперёд» — очень достойное кино, подкупающее целостным сюжетом и внятно сформулированным посылом. Картина прекрасно владеет вниманием зрителя, представляет множество запоминающихся моментов и не содержит в себе ничего лишнего. Последнее качество, в моих глазах, не самое завидное. Прекрасно, если у тех или иных поступков и высказываний персонажей есть смысл, но иногда хочется, чтобы персонажи покупали чипсы просто поесть, а не для того, чтобы использовать их для прохождения квеста. У меня сложилось впечатление, что буквально всё, что делают или произносят персонажи, делается и произносится ради того, чтобы сработать в своё время, как будто внутренние связи сценария просчитываются на компьютере!

С визуальной точки зрения в мультфильме меньше всего удались сказочные существа — их дизайн мне кажется скучноватым и скованным. Да и доля знакомых элементов, выбранная создателями картины осознанно, всё-таки великовата. Зато на высоте всё, что касается древних артефактов и магических эффектов! Впечатляет проработка автомобиля Барли Лайтфута. Барли неспроста дал ему имя: Гвинерва действительно полна индивидуальных черт и выглядит полноценным персонажем картины. Своего рода персонажем стало и жутковатое, но живописное шоссе, в мощи и неукротимости которого при желании можно углядеть символ победы технологий.

В одном отношении «Вперёд» превосходит «Тайну Коко». У картины куда больший потенциал для расширения истории — в продолжении, неважно какого формата, можно было бы поставить более масштабные цели для квеста Иэна и Барли, уделить больше внимания вопросу влияния технологий на их мир, разобраться, как именно и почему магия так легко сдала свои позиции. Парадокс, но, с глубоким удовлетворением воспринимая сам факт появления ещё одного оригинального пиксаровского мультфильма, я в то же время в кои-то веки вижу смысл в сиквеле.

Комментарии ()
Все рецензии