ВНИМАНИЕ! БОЛЬШИЕ скриншоты под спойлерами!
Итак, как я писал, я начинаю с первого полнометражного звукового фильма -
"Певец Джаза".
Стоит отметить, что на самом деле это был не первый звуковой фильм - эксперименты со звуком проводились ещё с 1904 года. Изобретатели пробовали внедрить звук в своих странах и Голливуде, который моментально стал центром кинопроизводства, но безуспешно. Более того, все фильмы со звуком до "Певца..." были короткометражными. Также стоит отметить более ранние фильмы, которые содержали лишь синхронизированные музыкальные и шумовые эпизоды, но в них не было диалогов. Но у всех звуковых короткометражек был один недостаток - звуковая дорожка и изображение были на разных источниках, тогда как в "Певце Джаза" и звук, и изображение были на одной пленке, именно поэтому этот фильм считается первым
звуковым фильмом, а не
озвученным. Тем не менее, чтобы покончить с темой "первого звукового" я хочу сказать, что "Певец Джаза" - это первый коммерчески успешный звуковой фильм, но никак не первый. Это как "Параходик Вилли" Уолта Диснея - это был первый коммерчески успешный звуковой мультфильм, но не первый, ведь до этого были короткометражки типа "Dinner Time" Пола Терри и др. Но это как бы неважно.
Ну а теперь давайте поговорим о фильме. "Певец Джаза" основывается на одноименном бродвейском мюзикле 1925 года, который в свою очередь основывается на рассказе "День Искупления" 1922 года. Тогда ещё начинающая кинокомпания
Warner Bros. решила купить права на экранизацию постановки, и решится на эксперимент на звуком. Главном образом инициатива шла со стороны
Сэма Уорнера, единственного из четырех братьев, который не побоялся использовать звук. Студия приобрела права на экранизацию в самом начале июня 1926 года. В главной роли должен был быть
Джордж Джесселл, который играл главного героя в бродвейской постановке. На место режиссера посадили
Алана Кросланда, который уже имел опыт в работе со звуком - так, Кросланд снимал фильм
"Дон Жуан"(1926), содержавший шумовые вставки. Но Джеселл, не ожидавший того, что в фильме ему придется петь, тут же попросил студию повысить зарплату более чем в два раза! Студия отказалась, и Джесселл ушел, что повлекло за собой ряд проблем, прежде всего финансовых. В это время студия потратила огромные деньги на проекты "Морское чудовище" и вышеупомянутый "Дон Жуан". А тут ещё и сорвавшаяся съемка "Певца Джаза"!
Гарри Уорнеру, самому старшему из братьев, пришлось продать свои акции стоимостью в $4 млн и заложить драгоценности жены. Также Гарри пришлось сдавать свой роскошный особняк и переехать вместе с семьей в небольшую двухкомнатную квартиру. В это время студия хотела, чтобы в фильме играла другая бродвейская звезда -
Эдди Кэнтор, но тот отказался.
Студия нашла замену в лице дико популярного в то время
Эла Джолсона, который считался величайшим эстрадным исполнителем своего времени. Джолсон подписал контракт на $75 тысяч. После того, как Джолсон спел в короткометражке
"A Plantation Act", студия начала снимать Джолсона непосредственно в "Певце Джаза". Но стоит отметить, что сами съемки начались ещё до прихода Джолсона на съемочную площадку. Вместо Джолсона первым начинает петь
Бобби Гордон, который играет главного персонажа фильма в возрасте 13 лет. Сам Джолсон появляется на 15 минуте этого полуторачасового фильма.
Джолсон с энтузиазмом отнесся к идее Сэма Уорнера снять звуковой фильм. До сих пор ходит легенда о том, что сам Джолсон помогал Уорнерам финансировать проект - фактов нет. Для записи звука была приглашена команда звукорежиссеров(многие слышали слово впервые) во главе с
Джорджем Грувзом, который уже работал вместе с Кросландом( пионер Ли ДеФорест отказался от участия в производстве). Сэм Уорнер был сильно вовлечен в производство фильма, и, в отличии от братьев, он проводил дни не в офисе, а на съемочной площадке. Наверное даже больше, чем режиссер фильма.
X
В целом, мы можем услышать около 10 песен(6 из них исполнены Джолсоном), плюс шум зрителей, а также небольшой диалог, который идет меньше одной минуты. То есть, "Певц Джаза" по сути - обычный немой фильм, в котором всего несколько звуковых эпизодов. Таким образом, данный фильме кроме своего исторического значения какого-либо значения не имеет. О сюжете и говорить нечего: Юный Джеки Рабинович(Бобби Гордон) пренебрегает устоями своего иудейского семейства, распевая бродвейские песни в пивной. Отец Джеки,
хаззан(или кАнтор;играет
Уорнер Оланд) наказывает его за это, и тот сбегает из дома; мать(
Юджина Бессерер) в отчаянии.
И тут приходит очередь Джолсона появится на экране. Первая же фраза Джолсона, "
подождите, подождите, вы ещё ничего не слышали" стала своеобразной фишкой певца.
Джеки Рабинович, который теперь стал Джеком Робином, начинает свою карьеру певца джаза, но его стремления противоречат требованиям его иудейского наследия. На этом строилась драма в первом полнометражном звуковом фильме. Стоит отметить, что фильм во многом является биографией самого Джолсона - он сам был сыном раввина.
В фильме, помимо всего прочего, можно заметить Мирну Лой, которая в 30е стала голливудской звездой - она появляется в одной короткой сценке. Отца Рабиновича играет Уорнер Оланд, который в те же 30е прославился как детектив Чарли Чан.
X
Фильм был закончен к концу сентября 1927 года, и впервые показан
6 октября 1927 года. Премьера состоялась в
"Кинотеатре Уорнеров"('Warner's Theatre"). По большому счету, там собрались только кинозвезды, пресса и голливудские продюсеры, режиссеры, сценаристы и т.д.
Фильм имел огромный успех. Несмотря на проблемы с показами фильма(на октябрь 1927 года всего ДВА кинотеатра во всей Америке могли прокатывать "Певца" со звуком), фильм, с развитием технологий, собрал к концу года
$3 млн, что было огромной суммой в те времена. Фильм озолотил компанию Уорнеров, что позволило им встать в один ряд с компаниями MGM и Paramount. К сожалению, "отец звукового кино", Сэм Уорнер, не дожил до этого момента - он умер от пневмонии за день до премьеры. Человек, который сделал для создания фильма больше, чем кто-либо из братьев, не увидел своего триумфа. Он отдал свою жизнь за этот фильм, в буквальном смысле этого слова!
Такой огромный успех не мог не заинтересовать другие студии Голливуда, и поэтому вскоре все студии Голливуда стали внедрять звуковые технологии в свои фильмы(например, Адольф Цукор, глава Paramount, вставлял звуковые сегменты в немые фильмы, которые были уже почти завершены). Таким образом, именно
6 октября 1927 года считается началом звуковой революции в американском, а затем и в мировом кинематографе. Фильм также номинировался на несколько премий на тогда ещё зарождающейся церемонии вручения премии "Оскар" в 1929 году. Фильму хотели отдать премии за
"лучший адаптированный сценарий"(чему я не очень рад) и за
"лучшие технические эффекты"(чему я очень даже рад!), но в итоге фильм получил специальную награду - почётный "Оскар",
"за создание первой звуковой картины, произведшей революцию в отрасли". Я думаю, что фильму этого будет более чем достаточно.
Но лично для меня этот фильм представляет не более чем историческую ценность. Как я уже писал выше, фильм довольно примитивен по своим художественным качествам, что не позволяет приравнять его даже к самым первым мюзиклам, которые вышли через год или два после этого фильма. Но тем не менее, мне понравились многие песни, звучащие в фильме, в первую очередь - "Toot, Toot, Tootsie (Goo' Bye!)", "Blue Skies"(по музыке Ирвинга Берлина), а также "My Mammy", которая прозвучала в самом конце фильма.
Несмотря на мое довольно скептическое отношение к фильму в художественном смысле, я ни в коем случае не преуменьшаю его историческою значимость. "Певец Джаза" - это веха в истории кинематографа, хотим мы этого или нет.