О про-диснеевской анимации
https://prodisney.ru:443/phpBB2/

Беседа с Александром Дороговым
https://prodisney.ru:443/phpBB2/viewtopic.php?f=14&t=1947
Страница 1 из 13

Автор:  Darkwing [ Сб 06 май 2006, 13:33 ]
Заголовок сообщения:  Беседа с Александром Дороговым

Друзья! Спешу обрадовать всех появлением уникальной возможности напрямую пообщаться с диснеевским аниматором. Особенно приятно, что речь идет еще и о нашем соотечественнике. Александр Дорогов любезно согласился ответить на несколько вопросов участников форума о про-диснеевской анимации.
Александр с 1975 года работал на "Союзмультфильме", где принял участие в создании анимации таких известных фильмов, как "Ну, погоди"(14-16 выпуски), "Приключения пингвиненка Ло-ло", "Котенок с улицы Лизюкова" и многих других. В 1992 году его приняла на работу флоридская студия Disney, где Александр работал над такими фильмами как "Фантазия 2000", "Мулан", "Лило и Стич", "Братец Медведь" и другие.

А я пользуюсь случаем и задаю первый вопрос. Александр, замечательным фактом Вашей биографии является участие в создании мультфильма "Марафон"(1988) Михаила Тумели. По-моему, это очень символично, что уже тогда, в условиях перестроечного Советского Союза вы оживляли Микки Мауса. Расскажите пожалуйста, сыграл ли "Марафон" какую-то роль в процессе Вашего покорения Америки?

Автор:  Савченко Евгений [ Сб 06 май 2006, 14:39 ]
Заголовок сообщения: 

Добрый день, Александр. Огромное спасибо за внимание к нашей компании и за возможность задать вам вопросы.

Безусловно, главный вопрос – как вам удалось сделать карьеру в WDFA? Если мне не изменяет память, но вы единственный выходец из СССР, чье имя присутствует, например, в титрах Лило и Ститча?

Какие первые впечатления вы получили, поменяв работу на советских студиях на работу в Диснее? Какие цели вы ставили перед собой, и в какой мере вам удалось их достичь?

Как вы можете описать свои впечатления от творческого коллектива WDFA? В частности, какие ваши впечатления от работы с разными ведущими аниматорами?


… вопросов много, но просто не терпится задать...
Спасибо

Автор:  А. Котёночкин [ Сб 06 май 2006, 17:46 ]
Заголовок сообщения: 

Саша, какие ощущения, рисованной анимации конец? Я имею в виду, конечно, коммерческую анимацию, полнометражные фильмы и качественные сериалы.

Автор:  В. Никитин [ Вс 07 май 2006, 14:39 ]
Заголовок сообщения: 

Привет всем участникам форума!
Привет, Саша!

Саша, очень интересно узнать, кто был Вашим учителем (учителями)?
Насколько сильной была НАША школа анимации на тот момент?
И насколько поменялось Ваше отношение к советской школе анимации
после стольких лет работы на Диснеевской студии?

Автор:  Баламут [ Пн 08 май 2006, 01:00 ]
Заголовок сообщения: 

Здравствуйте Александр, позвольте задать вам и такой вопрос:

Что больше всего вас удивило или поразило в тот момент, когда вы стали работать на Диснея?

Во всевозможных дополнительных материалах, которые когда-либо выкладывались на ДВД к диснеевским фильмам, периодически проскакивают идеалистические картинки коллективного труда над мультфильмом, и просто магическая атмосфера. Так ли это на самом деле?

Спасибо :) .

Автор:  Anty Z. Fox [ Вт 09 май 2006, 22:14 ]
Заголовок сообщения: 

Здраствуйте Александр. Спасибо, что уделили нам внимание. У меня следующие вопросы:

Как у вас с английским? Были-ли трудности с взаимопониманием? Интересно, национальность как-то мешала (помогала?) вам работать в коллективе, как там относились к русским в целом? Что вам запомнилось больше всего?
Спасибо!

Автор:  Sasha Dorogov [ Пт 12 май 2006, 05:20 ]
Заголовок сообщения:  razgovor s sashey dorogovim.

Савченко Евгений писал(а):
Добрый день, Александр. Огромное спасибо за внимание к нашей компании и за возможность задать вам вопросы.

Безусловно, главный вопрос – как вам удалось сделать карьеру в WDFA? Если мне не изменяет память, но вы единственный выходец из СССР, чье имя присутствует, например, в титрах Лило и Ститча?

Какие первые впечатления вы получили, поменяв работу на советских студиях на работу в Диснее? Какие цели вы ставили перед собой, и в какой мере вам удалось их достичь?

Как вы можете описать свои впечатления от творческого коллектива WDFA? В частности, какие ваши впечатления от работы с разными ведущими аниматорами?


Nachnu s togo chto let v 8 ya uvidel zamechtelniy film "Disney"- "Snow White", posle etogo ya ponyal chto hochu i budu animatorom. Etot film perevernul vsu mou budushyu jizn. Ya ponyal chto hochu delat Disneya i tolko Disneya, chto v posledstvii i proizoshlo.
Ne hochu obijat Vashu pamyat, no ona vam izmenyaet. Ya ne edinstvenniy vihodec is USSR, zdes est eshyo odin. Kotoriy vishel esho do menya, i zovut ego toje Sasha. V Amerike ego prinyato nazivat Alex. On po prejnemu rabotaet na "Disney" v Kalifornii. Ego imya tak je kak imoyo prisutstvuet v "Lilo and Stitch"
Na schot vpechatleniy: zdes ochen bolshie professionali. Osnovnoe otlichie "Disney" eto filigrannaya rabota animatorov nad harakterami i ih dizaynom. Vse personaji na "Disney" DUMAUT i CHUVSTVYUT, i tolko tak kak eto prisushe etomu harakteru. Obsolutnoe chuvstvo prostranstva i pochti ne pogreshimoe chuvstvo timinga.
Po povodu kollektiva: Ochen horoshaya komanda, vse chuvstvyut stil kartini.
Serdce animatorov"Disney"- Glen Keen. Luchshiy animator i disainer na vsyom "Disney", i pri tom pri vsyom ochen prostoy i otkritiy chelovek. Hotya on i millioner no s partnyorami po studii derjitsya ochen prosto, kak s blizkimi priyatelyami. Bes Glena ne bilo bi segodneshnego "Disneya".
Vtoroy animator s kem prihodilos obshatsya- Andreas Deja. Prekrasniy risovalshik i glavniy animator haraktera devochki Lillo. Prihodilos rabotat s nim nad neskolkimi scenami na "Lilli and Stitch"- kusok tam gde Lillo uchit stitcha igrat na getare. V obshem ludi kak ludi. Po vidu i ne skajesh chto oni zvyozdi. Glavnoe otlichie- ni kakoy zanoschivosti i ochen dobrojelatelni, ochen cenyat to chto delaut animatori gorazdo nije ih rangom. bolee podrobno otvechu pozje, seychs ustal, vsyo taki pochti 13 let raboti na "Disney".
Sasha.

Автор:  Darkwing [ Пт 12 май 2006, 10:20 ]
Заголовок сообщения: 

Итак, связь налажена! От себя хочу пояснить, Александр вынужден писать свои ответы транслитом - на американских клавиатурах нет русской раскладки.

На вопрос о "Марафоне" Александр ответил личным сообщением, но, я думаю, что его нужно озвучить публично:

...film "Marafon"- Mishi Tumelya (mejdu prochim kolossalniy hudojnik,animator i rejisser) bil pokazan samomu vice prezidentu kompanii "Disney"-Roy Disney, i proizvel bolshoy furor. Hotya ya rabotal na etom filme no k tomu vremeni uje schitalsya bolshim fanatom stilya "Disney", i konechno je, mechtal rabotat na samoy studii.
Bezuslovno, "Marafon" okazal kakoe to vliyanie na to chtob menya zametili, no dlya togo chtob deystvitelno postupit na "Disney" rabotat, prishlos proyti neskolko testov. Mejdu prochim Mikki Mausa tak je kak i Goofy ya uje ojivlyal do "Marafona" v svoey diplomnoy rabote.
Film Tumelya "Marafon" pokazal, chto v Sovetskom Souze est animatori kotorie mogut, i mogli bi rabotat na "Disney" s bolshim uspehom. Sredi nih prekrasno bi s etim spravilis Misha Tumelya i Sasha Petrov.
Ya dumau "Marafon" ne tolko prekrasnaya animaciya, no i rejesserskaya rabota, i konechno je etot film bil otmechen predstavitelyami "Disney".


Возможно, не все участники форума видели эту короткометражку. "Марафон" был подарком "Союзмультфильма" компании Disney в честь 60-летнего юбилея Микки Мауса. По задумке режиссера Михаила Тумели экран в этом мультфильме был разделен на две половины - справа ЖИЛ Микки, а слева его абстрактный зритель. В течение нескольких минут зритель на своей половине проживал жизнь, а Микки оставался вечно молодым, веселым и неугомонным.

У меня нет никаких иллюстраций (хотя Михаил Тумеля обещал поделиться специально для Russian Insider), но можно посмотреть на этот аватор, чтобы понять идею:

Вложения:
758367.gif
758367.gif [ 37.25 Кб | Просмотров: 50767 ]

Автор:  Darkwing [ Пт 12 май 2006, 10:45 ]
Заголовок сообщения:  Re: razgovor s sashey dorogovim.

Sasha Dorogov писал(а):
Serdce animatorov"Disney"- Glen Keen. Luchshiy animator i disainer na vsyom "Disney", i pri tom pri vsyom ochen prostoy i otkritiy chelovek. Hotya on i millioner no s partnyorami po studii derjitsya ochen prosto, kak s blizkimi priyatelyami. Bes Glena ne bilo bi segodneshnego "Disneya".


Мне Нэнси Биман (Nancy Beiman) рассказывала про Глена Кина:

Glen's a great guy, absolutely no ego, and he is a genuinely nice person to work with.
The really good animators do not act like 'movie stars'.


Глен потрясающий человек, абсолютно простой и удивительно приятный в совместной работе. По-настоящему сильные аниматоры не ведут себя как кинозвезды.


Sasha Dorogov писал(а):
bolee podrobno otvechu pozje


Александр, на всякий случай напомню, что Вы можете отвечать по-английски, думаю, никто не будет возражать - я обязательно переведу ответы на русский.

Автор:  Sasha Dorogov [ Пт 12 май 2006, 23:15 ]
Заголовок сообщения:  razgovor s Sashey Dorogovim

А. Котёночкин писал(а):
Саша, какие ощущения, рисованной анимации конец? Я имею в виду, конечно, коммерческую анимацию, полнометражные фильмы и качественные сериалы.
Lesha Privet!! Ti zadal dovolno slozniy vopros.Dvoyakoe chuvstvo.Po tomu shto proishodit v US mozno skazati shto 2d konez,hotya ya dumayu shto zerez let 5 risovannaya Animaziya vernetsya.Pravda takih beshenih zborov kak prines "Lion King"(esli vi znaete eto bilo shto-to okolo milliarda) dumayu bolshe ne budet,no kak isskustvo budet suchestvovat. Eto to ,shto kasaetsya polnogo metraza.A vot kommrzeskaya animaziya modificirovalas v FLASH animaciyu .Kachestvenniye seriali dumayu umerli.Vse upirayetsya v money Deshevo i bistro sdelati i kak mozno doroje prodat.Eto KAPITALIZM. No vot to shto proishodit v Rossiyi ,vselyaet optimizm(hotya ya zdal etogo,i dlya menya eto ne surpriz.)Animaciya v Rossiyi podnimaetsya(esli tak poydet ya pakuyu chemodani i vozvrachaus v Rossiyu).V Rossiyi ponyali shto animaciya eto seryeznoye kino,a ne kakie-to mulityashki.I eto kino mojet prinosit seryezniye dengi. Suvajeniyem Sasha.

Автор:  Nick Hunter [ Сб 13 май 2006, 13:41 ]
Заголовок сообщения: 

Здравствуйте, Саша! Я очень рад возможности пообщаться с вами.
Я думаю, все мы лелеем надежду на скорое возрождение полнометражной рисованной анимации. Но меня в данный момент больше всего волнует судьба диснеевских 2D-мультфильмов. Какое отношение к ним у нынешнего руководства? Является ли их политика отказа от пр-ва рисованных мультфильмов временным ходом на арене кинобизнеса, или они всерьез намерены реформировать студию? Неужели невозможен выпуск параллельно 2D- и 3D-мультфильмов?

Автор:  Савченко Евгений [ Сб 13 май 2006, 14:42 ]
Заголовок сообщения:  Re: razgovor s Sashey Dorogovim

Sasha Dorogov писал(а):
V Rossiyi ponyali shto animaciya eto seryeznoye kino,a ne kakie-to mulityashki.

Поделитесь, какие именно события в российской анимации заставляют вас так думать?

Автор:  Баламут [ Вс 14 май 2006, 23:10 ]
Заголовок сообщения: 

darkwing писал(а):
Возможно, не все участники форума видели эту короткометражку. "Марафон" был подарком "Союзмультфильма" компании Disney в честь 60-летнего юбилея Микки Мауса.


Если честно, в первый и в последний раз я видел этот мультфильм, ещё в году 89. Мне тогда было десять лет. Однако концепция и стиль исполнения до сих пор вызывает в моей душе бурю положительных эмоций. До сих пор не могу забыть, хотя времени прошло не мало, да и впечатлений тоже хватало.

Александр, скажите пожалуйста, вам удалось посмотреть что-нибудь из последних российских полнометражных мультфильмов? Если да то, какие? Как вы оцениваете работу ваших российских коллег?

Автор:  Darkwing [ Пн 15 май 2006, 18:49 ]
Заголовок сообщения: 

Чувствую, что мы завалили нашего гостя вопросами, большинство из которых очень общие. Я все ждал, когда другие выскажутся, но не могу терпеть :) Тоже задам очередной [надеюсь вполне конкретный] вопрос.

Александр, я знаю, что студия Disney с конца 80-х годов использовала систему распределения аниматоров по персонажам (character units), и, если верить титрам диснеевских фильмов, ваши персонажи - это Англичане в "Покахонтас", конь Кан в "Мулан", Стич в "Лило и Стич" и медвежонок Кода в "Братце Медведе" (я слышал также, что Вы участвовали в создании анимации для компьютерной игры "Король-Лев", но пока опустим этот этап).

Видно, что, начиная с середины 90-х годов, вы постоянно работали в команде Алекса Купершмидта. То есть выбирать персонажи особо не приходилось. :wink: Да и кто на студии был волен выбирать персонажа? :roll: Но как бы там ни было, какими из перечисленных героев Вы занимались с бОльшей охотой, а кого с удовольствием поменяли бы на тех, кем занимались другие группы?


Изображение

Автор:  Sasha Dorogov [ Пн 15 май 2006, 22:33 ]
Заголовок сообщения:  Rasgovor s Sashey Dorogovim

В. Никитин писал(а):
Привет всем участникам форума!
Привет, Саша!

Саша, очень интересно узнать, кто был Вашим учителем (учителями)?
Насколько сильной была НАША школа анимации на тот момент?
И насколько поменялось Ваше отношение к советской школе анимации
после стольких лет работы на Диснеевской студии?


Uchiteley bilo mnogo.I vsem ya hochu nizko poklanitsya!!!
Pervimi iz nih(eche v moyem detstve) bili O.Komarov(k sozaleniyu Oleg ushel is zizni ochen rano)i Alexandr Davidov.S A.Davidovim mi neodnokratno rabotali vposledstvii.Oleg Safronov(umopomrachitelniy risovalshik-eto ego sceni s razboinikami i tanez atamanchi v "Bremenskih muzikantah".Vladimir Zarubin otkril mnogo secretov kak delat animaziyu.(Ochen tonkiy animator" uvilirnaya animaziya".
Pozje na Vischih Rezisserskih- Volodya Popov i Violetta Kolesnikova.
O Vete Kolesnikovoy hochu skazat osobo.Ochen redkoye yavleniye v animazii -edinstvennaya zenchina -animator kotoraya rabotala s Dejkinim
(a on prosto tak nikogo ne bral)ona imeet ochen krepkiy,"muzskoy risunok".Ya imel vosmojnost videt kak ona risuyet.Mnogie animatori-muzchiny pozavidovali-bi ey.Neobiknovenniy talant.Posle kursov
dovodil svoye masterstvo rabotaya vmeste s A.Bukinim,YU.Mecheryakovim i Sashey Mazayevim.Vse ochen silniye animatori.No bil i eche odin....hotya ya nikogda ego ne videl i ne vstrechal.
Animator s Disney -moy bog i moy idol, na scenah kotorogo ya uchilsya i isuchal stil Disney-Fredy Moore.Ya tak dumayu shto on i imenno on bil osnovatelem stilya Disney.
Otvet na 2 vopros-Shkola Sovetskoy animazii vsegda bila silnoy! V tot momet kogda ya uezzal, Soyusmultfilm nachal razvalivatsya ,I ya k tomu vremeni uze ushel s Souzmultfilma.Tak shto skazat o sile NASHEY shkoli v tot moment trudno.
3 otvet-Da,otnosheniye k sovetskoy shkole izmenilos.I ochen.Kak Animaziya dlya korotkometrajek ona horosha.Ona i bila nazelena na eto.A vot dlya polnogo metraja yua dumayu shto eche ne dostatochno gotova.Hotya kak ya govoril vishe, chuvstvuetsya podjom.Osnovnuye prinzipi sovetskoy shkoli kopiruyut Disney.No sa Disney stoit DRUGAYA KULTURA,drugoy stil zizni ,i drugaya cell.Plus, k tomu kak upominalos vishe, filmi Disney po vesu vsegda stavilis na uroven serjeznogo bolshogo krupnobudjetnogo kino.
To est vkladivalis ogromniye dengi v izgotovleniye feature films.V Rossii nikogda ne tratili 40-60 millionov na "Multik". Na Disney ochen chetkaya struktura.kak nachat film, kak prodoljat i td.Tolko Disney mojet sebe pozvolit peredelivat film snachala vikinuv pervuyu polovinu i 60 millionov dollarov(chto sluchalos ne odnokratno)I sdelat kino tak kak kak on deystvitelno hochet.V Rossiyi eto ne vozmozno.Da i v Amerike tolko Disney.Opyat -je ochen silnaya komanda hudoznikov,i Develop division-razrabotka- disayna personazey i stilya kartini i conechno story.V Rossiyo takogo seryeznogo podhoda.i na takom urovne nikogda ne bilo.........Poka hvatit ........Prodoljim posle.Sasha.

Автор:  Sasha Dorogov [ Вт 16 май 2006, 21:47 ]
Заголовок сообщения: 

Баламут писал(а):
Здравствуйте Александр, позвольте задать вам и такой вопрос:

Что больше всего вас удивило или поразило в тот момент, когда вы стали работать на Диснея?

Во всевозможных дополнительных материалах, которые когда-либо выкладывались на ДВД к диснеевским фильмам, периодически проскакивают идеалистические картинки коллективного труда над мультфильмом, и просто магическая атмосфера. Так ли это на самом деле?

Спасибо :) .

First of all ,everyone speaks English.(this is a joke).A esli seriezno to otnosheniye k nam(Americanzi pestalis s nami kak s detmi).Ezednevniye prosmotri tvoih prob v zale ,na bolshom ekrane' risunok naturi -3 raza v nedelyu.Takje Disney platil nam za rentu avtomobilya,kvartiri ,televona.Nam vipisali instruktora is Kino Akademii, kotoriy otkril nam mnogiye sekreti Disney style.Usloviya-zarskiye.Edinstvennoe neudobstvo(shto i porazilo) eto nijniye stifti.Dlya ne proffessionalov poyasnyu.V Rossii shtifti prikrepleni sverhu, i listat mojno nijniy kray,v Americe naoborot i listat mojno verv lista.Posle 17 let raboti na verhnih shtiftah bilo ochen trudno perestroitsya na nizniye.
Atmosfera deystvitelno magicheskaya.Osobenno poka studiya bila ne ochen bolshaya.Poetomu-to i filmi takiye silniye.K sojaleniyu s rostom chisla ludey nachali poyavlyatsya elementi karyerizma(karierizm ya tut imeyu vvidu v smisle politiki).Ne vse bilo gladko.Tem ne menee komanda studii v Orlando bila ochen silnoy.Glen Keen skazal shto studiya v Orlando po kolichestvu talantlivih ludey privoshodit studios v Californii.Koroche ne sovsem idealno ,no dovolno blizko k tomu.Nu i konechno, na DVD o nedostatkah, i sherohovatostyah v rabote i otnosheniyah mezdu ludimi, nikogda ne budet upomyanuto.Eto vnuyrenniye dela .S uvazeniyem Sasha.

Автор:  Sasha Dorogov [ Ср 17 май 2006, 00:43 ]
Заголовок сообщения: 

Anty Z. Fox писал(а):
Здраствуйте Александр. Спасибо, что уделили нам внимание. У меня следующие вопросы:

Как у вас с английским? Были-ли трудности с взаимопониманием? Интересно, национальность как-то мешала (помогала?) вам работать в коллективе, как там относились к русским в целом? Что вам запомнилось больше всего?
Спасибо!

Hi! You are very welcome. Here is my answer-For the first couple years in America I had a lot of problems with my english.I began to study english at the age of 33,I had never studied it before.In school I studied german.I still have broken english even today,but good enough to understand when other people speak.In the beginning of my career here in America I had difficulties understanding ,but Americans was very patient. By this time when I came to the U.S. there was big interest in Russian things.Nationality never was a big problem in America.All Americans are immigrants.But some problems ,so called"glass walls", I think are always present for recent immigrants.Not particularly just for Russians. The event that stands out most in my mind is when I was in a store ,and a salesman asked me -"Where are you from?"And when I said -"I'm from Russia"he enthusiastically added-" Oh yeah.. I know -this is a small country near Germany."Some people don't even know where Russia is located.

Примечание Алексея Кобелева: Далеко не у всех участников нашего форума все в порядке с английским. Для них я переведу ответ Александра.
В первые пару лет в Америке у меня было много проблем с английским языком. Его изучение я начал в 33 года, притом что до этого никогда его не учил - в школе был немецкий. Мой английский ломанный даже сегодня, но он достаточно хорош, чтобы понимать других людей. В начале моей американской карьеры были сложности с пониманием, но американцы очень терпимы к этому. Когда я приехал в Штаты, интерес ко всему русскому был на подъеме. А национальность никогда не была большой проблемой в Америке. Все Американцы иммигранты. Но определенные сложности, так называемые "стеклянные стены", по-моему, всегда насущны для мигрантов-новичков. Не обязательно для русских. Мне запомнилось, как я был в магазине и продавец спросил: "Откуда вы?" И, когда я ответил "Я из России", он с энтузиазмом покивал: "А! Да! Знаю, это небольшая страна рядом с Германией...". Некоторые люди даже не знают, где находится Россия.

Автор:  VOVANIMATION [ Ср 17 май 2006, 09:18 ]
Заголовок сообщения: 

Здравствуйте Саша!
А как сейчас на студии Диснея многие ли 2D аниматоры переквалифицировались на 3D. Пришлось ли Вам заниматься 3D?
Или стать 3D аниматором это проблема,
или все же 2D еще есть на Диснее, к примеру 3D делаеться по рисованным эскизам 2D аниматоров!!!?

Автор:  Maksim [ Ср 17 май 2006, 18:46 ]
Заголовок сообщения: 

Александр, приветствую Вас!

Ребята уже столько всего спросили, что я просто растерялся, честно говоря, обалдев, что Вы у нас в гостях!

Меня очень интересует, ЧЕМ же рисуют аниматоры, а чем, прорисовщики? На DVD я часто вижу в руках Глена Кина черный карандаш с толстым стержнем, по всей видимости, очень мягким, но что же это за фирма?

И еще вопрос. В фильме "Brother BEAR" очень гладкий контур, использовалась ли в фильме "векторизация" контура? Или контур нарисован вручную?

Я являюсь большим поклонником Фрэнка Томаса и Олли Джонстона, Александр, скажите, Вам удавалось встретиться с ними или с кем-либо из знаменитых 9 старейшин Диснея?

Я понимаю, что это настоящее чудо, что рождаются такие фильмы, усилиями многих-многих людей. Я очень рад, что Вы общаетесь с нами, Александр - здесь на форуме собрались настоящие ценители творчества компании Диснея! Я, так же как и Вы с самого детства мечтал работать там, и я буду очень благодарен Вам за ответы.

Автор:  Савченко Евгений [ Чт 18 май 2006, 03:39 ]
Заголовок сообщения: 

Кстати, Александр, пожалуйста посоветуйте с учетом вашего личного опыта: вот есть среди давних участников форума Максим. Вроде как талантом не обделен. И есть у Максима мечта работать на Диснее. Что он должен сделать? Как ему лучше поступить? И есть ли в этом смысл?

Страница 1 из 13 UTC + 3 часа
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/