Пересмотрел нынче "Красавицу и Чудовище". Захотелось высказаться. Из всех полнометражек ренессанса я тяготел к ней
меньше всего, хоть и пересматривал несколько раз с того момента, как она появилась у нас на видео. Впрочем, еще ниже в рейтинге у меня стоят "Покахонтас" и "Горбун из Нотр Дама", которых я не мог себя заставить посмотреть хотя бы один раз полностью. "Горбуна" не выношу по простой причине того, что я поклонник книги и мне доставляет
физическую боль видеть то, что сделали на Дисней с этим произведением, особенно добавление исключительно комического эффекта ради кривляющихся Горгулий. А "Покахонтас" невозможно смотреть благодаря
потрясающе скучным персонажам, которые бесконечно унылы в своей топорной анимации, реалистичном дизайне, и абсолютном отсутствии характера.
Поэтому сразу признаю: "Красавица и Чудовище"
, конечно, на голову выше указанных двух мультфильмов, и ближе в рейтинге к моему любимому Аладдину и не менее прекрасной Русалочке. Но некоторые моменты
не могут не вызвать раздражения. Пожалуй, Бист является в этом фильме единственным героем, который за полтора часа экранного времени завоевал мою симпатию и заставил переживать за свою судьбу, особенно остро в момент, когда он отпускает Белль из замка, рискуя всем. Мне было очевидно, например, что она не испытывает к нему глубоких чувств, и ежели бы не было у нее проблем дома, в деревне, и не обладай Бист целым замком с огромной библиотекой и отсутствием атмосферы "провинциальной жизни", о неприязни к которой эта девушка спела целую песню, вряд ли бы Белль вообще захотела к нему вернуться, будучи свободной гражданкой. Поэтому ее слова
"Я тебя люблю" в конце выглядят вымученными, недостаточно обоснованными. Вполне логично превращение Биста после этого в человека, потому что если бы Белль правда решила связать свою жизнь со Зверем (говоря слова про любовь, видно, она так и решила, либо это произошло под влиянием трагического момента), то это бы в моих глазах выглядело зоофилией. Либо она и вправду говорила это неискренне.
И не говорите мне, что замок и прислуга не играли никакой роли в решении девушки.
Повторяюсь, вся ее первая песня каждую секунду говорила с экрана об опостылевшей деревенской жизни и о том, "что она хочет большего".
Это, кстати, приводит меня к вопросу о том, куда ушла эта сюжетная линия по ходу действия? Что случилось с девичьей мечтой? Ведь в песне Белль, кажется, мечтала о приключениях, вместо этого она, выходя замуж за Биста, воплощает свое обычное женское предназначение, о котором говорил Гастон - родить пять или шесть детей, которые будут играть у камина с собакой. Конечно, готовить еду и массировать ноги ей не придется, возможно, именно это сыграло в пользу выбора пушистого мужчины с замком, а не простого охотника из деревни?
Но куда делась ее мечта? Неужели жизнь в замке подразумевает собою приключения и "что-то большее", чем роль жены и матери? Скажем, если бы она стала королевой и у нее появились какие-либо политические и социальные обязанности... Но посмотрите, все эти годы, пока Бист был животным, никто не интересовался замком, знатью, своим.... принцем? Жители деревни спокойно занимались своими делами. Возможно, всеми делами управлял какой-нибудь местный губернатор. Нужен ли селянам после этого монархический правитель, который начнет собирать с них дань? (Кстати, за счет чего пополнялась казна Биста, чтобы закатывать в замке балы и шикарные обеды?) Был ли Бист все это время правителем хоть чего-нибудь, или он так, для красоты был принцем с замком? Что от этой связи получает Бель в таком случае, кроме шикарного загородного особняка с прислугой? Хотя, конечно, и этого достаточно для простой обывательницы. Но нашей героине хотелось то "so much more"...
В общем, я не понимаю. Если тема не получила никакой резолюции, то зачем было ее заявлять, да еще и настолько расплывчато? Почему бы прямо не заявить: "Я хотела замуж за принца"?
Нельзя не упомянуть и то, что меня раздражает Белль в роли главной героини вообще. Девица, которая никогда не слушает то, что ей говорят, подвергая риску свою и чужую жизнь. Особенно бесит ее предприимчивость в замке, хождение в запретные комнаты и лапание чужих вещей, вроде розы, без спросу. Она одна в замке с незнакомым
Чудовищем, черт возьми!!! Откуда взялась безмозглая смелость и любопытство? Если бы Бель была из сказки про Синюю Бороду, то она бы получила по заслугам за такое поведение!
Да и что, в конце концов, внесла сцена с Белль, Бистом и розой в основной сюжет? Белль так и не узнала предназначение розы и повод, по которому ее прячут.
Почему Бель ослушалась Биста и не пришла на ужин? Откуда она знает, что чудовище в результате будет лишь жалобно умолять ее спуститься к нему, потому что у Биста свои интересы на счет заблудившихся в лесу девушек? Отчего ей знать, что ему нельзя просто так взять и сожрать подобных взбалмошных особ? Он живет один в полуразрушенном замке посреди леса и у него КЛЫКИ. Откуда у деревенской девушки подобная уверенность в себе?
Да... Много вопросов.
Что еще меня смущает. Ужасная, неловкая, корявая мультипликация. Одна из худших что я видел из времен Диснеевского ренессанса. Герои очень сильно меняются из сцены в сцену, массовку и героев второго плана не заботились прорисовывать вообще.
Хуже всего это выглядит в финальной сцене, когда пара красиво танцует под завершающие аккорды, но мой взгляд бегает лишь по мертвой, статичной массовке с глазами-пуговками, неествественно напряженными позами и тупым выражением лиц. Особенно дико это смотрится на фоне прекрасных главных героев.
Из-за плохой анимации моменты, которые предназначены быть драматичными, смотрятся неказистыми и нелепыми. Особенно сцена смерти Гастона. Она выглядит СМЕШНОЙ! И я, кстати, не понимаю, почему нужны было доводить дело до убийства? Не слишком ли много смертей злодеев в Диснеевских картинах той эпохи? Эта была наименее обязательной, потому что Гастон вполне мог бы обернуться обычным трусом, поняв, с кем он имеет дело, и просто стать посмешищем всей деревушки. Это ли не самое худшее наказание для самовлюбленного эгоиста вроде него? Я не увидел смысла бороться до конца для Гастона, так как Белль ему была нужна лишь как украшение в его успешной жизни. Разве ради этого отдают жизнь? Для этого мог бы взять в жены одну из блондиночек, которые, кстати, тоже ничего, и были бы этому рады.
Мне тут гораздо ближе формула команды Пиксар, которая, в основном, обходилась в своих историях без ярко выраженных злодеев и поступала более гуманно с "плохими" парнями.