Почти через месяц после первой части, я все таки нашел слова, чтобы закончить начатое …
Немного о второстепенных героях, окружающих Кенаи и Коду по ходу развития сюжета:
Тут, конечно, главные красавцы – братья лоси. Их главная роль в мультфильме – поддержка общего настроя зрителя, и они вполне справляются с этой задачей. Наблюдать за их искренней туповатостью весело не только детям, но и их родителям. Все-таки скучной была бы анимация без таких групп поддержки. Но, как следует из фильма о создании БМ, сами создатели настолько полюбили эту парочку, что решили увеличить их присутствие в мультфильме и даже дали им небольшую роль в общем сюжете. Именно лоси на своем примере показывают (хоть и весьма своеобразно) пример искренней братской любви, прощения ошибок и терпимости к недостаткам другого.
Конечно, есть и эпизодические роли, например два горных барана. Но, с моей точки зрения, их юмор достаточно груб. Думаю, в детском мультфильме ненормально несколько минут орать «Заткнись, заткнись, заткнись».
Теперь о нравственных посылах в мультфильме. В Братце медведе параллельно развиваются сразу несколько очень серьезных посланий зрителю:
Первое, и, конечно, самое главное – перед тем как причинить зло тому, кого считаешь своим врагом, посмотри в его глаза. Возможно, ты увидишь в них своего брата и поймешь, какую боль причинил бы твой поступок. Идея такая простая на словах, но такая сложная в жизни. И насколько она актуальна в сегодняшнем мире. Переосмысливая БМ, я прихожу к выводу, что этот посыл нельзя было средствами анимации передать лучше, чем сделано в этом мультфильме. И, возможно, нельзя было бы передать его лучше, чем анимацией. Ведь документальные и художественные фильмы об ужасах войны, картины о противостоянии народов, аллегорические скульптуры и т.д. направлены на уже взрослых людей, у каждого из которых свое сложившееся мировоззрение, которое сложно изменить. Но именно мультфильм может рассказать историю на языке, понятном детям, которым творить завтра:
Замечательный момент, когда Кенаи и Кода после нападения Динахи идут к нересту и Кода спрашивает у Кенаи: «За что они нас ненавидят ?», и Кенаи отвечает: «Потому что мы медведи». Бог мой, сколько заменителей слову «медведи» в этой фразе существует в современном мире: «Потому что мы арабы», «Потому что мы чечены», «Потому что мы русские», «Потому что мы американцы», «Потому что мы евреи» и т.д.
Другой показательный момент – эпизод на нересте, когда Кенаи впервые попадает в общество других медведей и звучит замечательная песня “Welcome”. В этом эпизоде есть прекрасный момент, когда Кенаи осознает свою близость с окружающими его медведями: Кенаи смотрит по сторонам, камера двигается вокруг него, показывая, что именно он видит. И зритель понимает, что Кенаи начинает смотреть на все происходящее вокруг него совсем по другому. Он поимает, что был не прав, что медведи вовсе не страшные убийцы, что они так же любят, скорбят, шутят, растят детей и вообще, они такие же как он.
Второе – внутреннее Я человека не всегда совпадает с впечатлением, которое производит его внешняя оболочка. Самый грозный и нахальный громила, внутри может быть совсем другим человеком. Причем, до определенного момента, он может и сам не отдавать себе отчет в такой разнице. В этой связи я бы хотел еще раз обратиться к сравнению Кенаи – медведя и Кенаи – человека. Ведь это совсем разные персонажи. Причем не только внешне, но и внутренне. Но Кенаи – медведь изначально живет в человеке. И в этом есть смысл его тотема. И хоть изначально Кенаи не только не признает свою сущность, более того, он напрочь отрицает её. И только его глаза могут сказать обратное.
Кстати о глазах: В анимации нередко можно встретить ситуацию, когда герой меняет свое внешнее обличье. Но его глаза остаются такими же. Это и сцена превращения чудовища в принца в «Красавице и чудовище», и превращение принцессы Феоны в «Шреке». В этом плане БМ не стал исключением. Кенаи три раза меняет свой облик на протяжении мультфильма. И только глаза у него остаются одинаковыми (если не считать изменения разреза).
Третье – тема братства. Причем братства не в смысле генетического родства, и не в смысле всеобъемлющей любви. Братство в БМ рассматривается прежде всего с точки зрения взаимной ответственности и прощения недостатков другого. Совершенно замечательно эта тема показана в эпизоде, когда Рут и Так встречают Коду. С одной стороны их диалог – это прекрасный комический момент («надо же, разбить в хлам мамонта»). Но с другой стороны, в этом моменте прекрасно показана именно братская любовь, о которой нельзя и не надо говорить словами. Лично меня этот момент трогает не меньше, чем эпизод признания Кенаи.
И, наконец, четвертое – тема ушедших близких людей. Хоть идея того, что близкие нам люди не ушли от нас безвозвратно и не нова. И, более того, по моему, в Короле льве она рассматривается более серьезно, но, тем не менее, в БМ она тоже присутствует. Ситка по прежнему следит за своими братьями (кстати, понять это можно лишь на втором или третьем просмотре). И маленький Кода тоже может встретить свою маму на горе, где огни касаются земли.
Резюмирую: Братец медведь – один из лучших мультфильмов Диснея за последние десять лет. Может быть даже лучший, со времен Короля льва. По моему мнению, все его неудачи – всего лишь следствие общих проблем компании и неудачно выбранное время для запуска его в прокат. Сам по себе мультфильм просто великолепный. Блестящая анимация в классическом Диснеевском стиле, глубокий и продуманный сюжет, прекрасная озвучка персонажей и замечательная музыка Фила Коллинза. И все это не просто свалено в одну кучу под названием блокбастер. Пропорции всех ингридиентов тщательно подобраны и все вместе они образуют шедевр, название которому «Братец медведь».
|