Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 167 ]  На страницу: Предыдущая  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 9  Следующая
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Чт 15 окт 2009, 21:03 
Site Admin
Аватара пользователя
Не в сети

Сообщения: 19170
Зарегистрирован:
Вт 11 ноя 2003, 14:27
Откуда: Россия
Сейчас у всех на слуху большой материал Дины Годер для "Времени новостей", анализирующий современную ситуацию с дележкой творческого наследия советской студии "Союзмультфильм". Вот прямая ссылка


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Чт 15 окт 2009, 21:09 
Авторитет
Аватара пользователя
Не в сети

Сообщения: 347
Зарегистрирован:
Сб 23 июн 2007, 08:31
Откуда: москва
Изображение
Чебурашку продали

Со студии «Союзмультфильм» уже больше полугода доносятся крайне тревожные слухи. Производственные помещения, где много лет работали мультипликаторы, одно за другим отдаются въехавшей в здание на Долгоруковской улице новой организации -- Фильмофонду. Проекты -- даже те, на которые государством уже были выделены деньги, -- останавливаются. В конце июня одна из творческих групп, которая снимала «Новое Простоквашино», будучи доведена до отчаяния не только многомесячным отсутствием зарплаты, но и тем, что в пылу ремонта и передачи помещений новому владельцу была уничтожена часть уже сделанной работы, написала письмо президенту. Меж тем недавно возникший Фильмофонд в последнее время все активнее осваивает коллекцию «Союзмультфильма» советских времен и рапортует о новых удачных сделках по продаже прав на использование персонажей из старых картин. В частности, в конце августа было объявлено о заключении первого эксклюзивного договора «Союзмультфильма» с компанией «Фэнси» о производстве и продаже на территории России и СНГ игрушек с использованием персонажей из советских мультфильмов. Оборот от продажи может достигать 30--50 млн руб. в год.

Однако в октябре на международном анимационном фестивале «Крок» 15 известнейших отечественных режиссеров и художников анимации (в число которых входили Федор Хитрук, Юрий Норштейн, Эдуард Назаров, Леонид Шварцман, Сергей Алимов, Наталья Орлова и другие) вывесили под отчаянным плакатом «Воруют!» открытое письмо. Там было сказано, что они «никогда не передавали своих прав ни «Союзмультфильму», ни его Фильмофонду, ни фирме «Фэнси». Это значит, что договор, заключенный между фондом и «Фэнси», -- это договор о производстве и продаже контрафактной продукции». Фильмофонд, напротив, представляет дело так, что все прочие фирмы, даже заключившие раньше договоры с режиссерами и художниками на выпуск товаров, использующих персонажей советских мультфильмов, действуют незаконным образом.

Чтобы разобраться в хитросплетениях этой истории, надо вернуться ровно на десять лет назад, когда на «Союзмультфильме» завершилась череда бесконечных споров, судов, борьбы за власть и передел имущества, которые длились все девяностые годы.

Предыстория

О драматических событиях тех лет написано немало: криминальные сюжеты вокруг ценнейшей коллекции «Союзмультфильма», которую продавали и перепродавали все, кому не лень, не имея на это никаких прав, не отличались от других разборок с собственностью 90-х годов. Самозваные директора, которых невозможно отстранить от должности даже по решению суда, вооруженная охрана, не пускающая работников на студию, физическая расправа с теми, кто мешает, сомнительное акционирование на фоне бесконечных собраний трудового коллектива -- все это происходило на «Союзмультфильме» так же, как и на других предприятиях. Разница была только в том, что киностудия -- предприятие творческое, и теперь были отправлены на жалкую пенсию или остались без работы люди, создавшие фильмы, за которые шла борьба.

Устав разбираться с запутанной ситуацией, государство просто бросило те остатки «Союзмультфильма», где еще числилось немало штатных работников, и пересоздало студию заново: по распоряжению правительства РФ в июне 1999-го появилась новая организация -- ФГУП "Киностудия "Союзмультфильм", которое наделили правами на коллекцию и поселили на старом месте под старым названием. Некоторые историки анимации считают, что новый «Союзмультфильм» даже юридически нельзя считать правопреемником старого.

Следующий шаг был сделан в январе 2003 года, когда киностудия «Союзмультфильм» была отделена от ее коллекции. Так появились два отдельных предприятия -- Фильмофонд киностудии "Союзмультфильм" и киностудия "Союзмультфильм". С точки зрения мировой практики отделение производящей киностудии от ее коллекции -- абсолютная дикость, ведь все мировые студии живут и снимают кино благодаря продаже прав на использование своих старых успешных лент. Но нам мировая практика нипочем: в полном соответствии со старой коммунистической традицией у нас государство одной рукой отбирает все то, что было накоплено прежде, а другой -- само кормит, правда весьма скудно и уравнительно.

И вот, наконец, шаг третий: в конце 2008 года было объявлено, что фильмофонды всех государственных киностудий, кроме "Мосфильма", будут переданы Фильмофонду киностудии "Союзмультфильм» как самому доходному и все это переименуют в "Объединенную государственную киноколлекцию". Весной нынешнего года стало известно, что Фильмофонд «Союзмультфильма» уже поглотил фонды студии «Диафильм», «Центрнаучфильм» и студии им. М. Горького и в июле, с присоединением фильмофондов Свердловской киностудии и «Ленфильма», реорганизация должна была прийти к финалу. Так был полностью завершен процесс передачи всего, что было сделано в анимации за советские годы, в одни руки и окончено отделение киноархива от тех, кто его создавал.

Сегодняшний день

Понятно, что суперкиноколлекция -- это кладовая, к которой «чужих» не подпустят. Сейчас директором Фильмофонда значится Василий Шильников, до этого работавший в рекламном агентстве Sorec Media, но работники студии, следящие за масштабным ремонтом, превращающим помещения для съемок в кабинеты, уверены: возглавить фонд придет один из главных киночиновников. Так или иначе, но жизнь Фильмофонда становится все активнее, это видно даже по его страничке в Интернете. С августа на ней стали появляться новости и заработал форум. Правда, пока в нем практически нет сообщений, а есть только заявленные модератором темы: «Мультфильмы -- наши национальное достояние», «А чьи это мультфильмы?», «Персонажи мультфильмов и кто их может использовать», «Мультпиратство», но заданное направление интересов вполне ясно. Сосредоточив в одних руках огромную коллекцию, Фильмофонд теперь очень строго следит за тем, чтобы прибыль от ее использования не уходила в другие руки. На сайте фонда висит строгое предупреждение, подчеркивающее, что он исключительный правообладатель коллекции: «Использование мультипликационных фильмов как в целом, так и отдельных частей этих фильмов (фрагменты, персонажи, фонограммы и т.д.) третьими лицами возможно только на основе соответствующих договоров, заключенных с ФГУП «Фильмофонд киностудии «Союзмультфильм».

Между тем пресса полна сообщений о шумных судах последних лет, где тяжущимися сторонами в споре за героев старых мультфильмов выступают создавшие их авторы. Одним из главных участников разбирательств такого рода стал писатель Эдуард Успенский, не раз выигрывавший иски у компаний, выпускавших товары с изображением героев мультфильмов, снятых по его сценариям. И среди самых одиозных споров -- многолетняя тяжба писателя и художника-постановщика мультфильмов про Чебурашку Леонида Шварцмана о праве на образ героя. Похоже, теперь стоит ожидать новой волны исков, поданных уже Фильмофондом, настаивающим, что все принадлежит ему.

Эта ситуация имеет непосредственное отношение к тому, как будет вестись работа с объединенной коллекцией, на комплектование которой брошен серьезный административный ресурс, -- по закону или нет? Для того чтобы разобраться в ней, мы обратились в Центр правовой защиты интеллектуальной собственности. Вопрос простой: кому принадлежат персонажи мультфильмов?

Кому что принадлежит?

Наши собеседники -- Владимир Львович ЭНТИН, член-корреспондент Международной академии сравнительного права (Франция), директор Центра правовой защиты интеллектуальной собственности, адвокат, и исполнительный директор центра Рита Григорьевна ЛИХОТА.

Владимир Энтин: -- Дело в том, что наше законодательство менялось много раз на протяжении жизни одного поколения, а в советское время, когда не было частной собственности, и сейчас, когда она признается, законы на этот счет были принципиально разные. Киностудия «Союзмультфильм» имела право только снимать мультфильмы. Других полномочий по использованию произведений, вошедших составной частью в мультфильм (то есть изображения, музыки или сценария), у нее не было. Вопросы кинопроката, телевизионного показа, экспорта кинофильмов были изъяты из ведения киностудий. Этим занимались специализированные государственные организации. Такие, например, как Госкино, «Совэкспортфильм». В 1991-м СССР не стало, но советское гражданское законодательство продолжало действовать. С 3 августа 1993-го вступил в действие закон РФ «Об авторском праве и смежных правах». Он предоставил организациям, где снимались фильмы, право собственности на фильм, а авторам -- право собственности на произведения, вошедшие составной частью в фильм (то есть художникам -- на рисунки, композиторам -- на музыку и т.д.). 1 января 2008 года была введена в действие IV часть Гражданского кодекса, и ситуация с правами авторов снова изменилась. У судов накопилась масса вопросов, как быть с произведениями, созданными до последних изменений законодательства. Постановление Верховного суда и Высшего арбитражного суда от 26 марта 2009 года разъяснило судам, что в отношении принадлежности прав надо исходить из того законодательства, которое действовало на момент создания произведения. Когда же речь идет об использовании произведения, надо применять тот закон, который действовал на момент использования. Кроме того, с 2008 года появился такой подобъект, как персонаж произведения, из-за которого все время и идут споры.

-- Вот про персонаж, пожалуйста, поподробнее.

В.Э.: -- Закон определяет персонаж как часть произведения. Это значит, что персонаж существует в форме, свойственной произведению. Изобразительный персонаж рисует художник. Литературный персонаж возникает из текста писателя. Если персонаж двигается и говорит, а увидеть его можно благодаря техническому устройству, мы в соответствии с п. 1 ст. 1263 ГК РФ имеем дело с персонажем фильма. Когда мы видим крадущегося тигра, говорящего голосом Папанова, то мы видим Шерхана из мультфильма «Маугли». Если речь идет о рисунке тигра и сделанной по нему игрушке (то есть технического устройства нет), то о персонаже мультфильма речи нет.

У литературных произведений может быть очень много воплощений. В «Книге джунглей» -- персонажи из той же книги Киплинга про Маугли, но совсем другие. Поэтому всегда нужно конкретизировать, о чем именно идет речь, о каком произведении -- рисованном, литературном, звуковом, неподвижном или в статике. Если смешивать все в одну кучу, то возникнет огромное количество желающих сказать: это мой персонаж.

-- Собственно, во всех судебных спорах речь и идет о том, кому принадлежат персонажи мультфильмов. Сценаристы говорят, что им, художники -- что им, а вот теперь Фильмофонд утверждает, что на самом деле все принадлежит ему.

Рита Лихота: -- В законе все записано ясно, четко, и никто никогда это не оспаривал. «Союзмультфильм» создан в 1936 году, так что основная часть фильмов Фильмофонда была сделана, когда действовал Гражданский кодекс 1964 года, где была специальная часть об авторском праве. Там черным по белому прописано, что права на фильм принадлежат студии («предприятие, осуществившее съемку»), а авторы имеют права на произведения, вошедшие в его состав. Таким образом, права на музыку из фильма принадлежали композитору, автору сценария -- текст, художнику-постановщику -- весь видеоряд, если он по какому-нибудь договору не передавал эти права третьим лицам. Все понимали, что Чебурашку нарисовал Шварцман, а кота Леопольда -- Назарук, и вопросов не было. Вопросы неожиданным образом возникли в конце 90-х, когда господин Успенский понял, что продавать только тексты ему мало, поскольку есть успешные изображения литературных персонажей и они особенно интересны производителям разных товаров. То же самое было и с «Союзмультфильмом». Раньше он никогда не претендовал на изображения и не торговал ими.

-- Это естественно, до этого никто не предлагал за них денег.

В.Э.: -- Вообще все решения, которые в последние годы касались киностудии «Союзмультфильм», определялись борьбой за советскую коллекцию.

-- А зачем за нее бороться? Какая разница, принадлежит ли она студии или фонду, если и то и другое -- государственное?

В.Э.: -- Государство -- это тоже люди. В нашем государстве сейчас работает в шесть раз больше чиновников, чем это было в Советском Союзе. И часть этих чиновников работает в госаппарате. Жить на одну зарплату неинтересно. Другое дело, если у тебя есть подведомственное предприятие, судьбой которого можно распорядиться путем его акционирования. Это один из способов прибрать к рукам интеллектуальную собственность. Вроде бы Фильмофонд должен заниматься продажей прав на фильмы. Одновременно с этим сотрудники Фильмофонда организовали продажу прав на то, чего у Фильмофонда нет, -- на произведения, входящие составной частью в фильмы. Например, изображения персонажей. Если прав на это нет, то это нигде и никоим образом не учитывается, значит, это бесконтрольная собственность, которой можно распоряжаться. Вот поэтому теперь на своем сайте Фильмофонд и поместил объявление, что все права на персонажей и т.д. принадлежат им. Но это же ерунда полная.

-- Какая же ерунда, если известно, что об этом в Фильмофонд пришла официальная бумага, исходящая из Минкультуры, подписанная заместителем министра?

В.Э.: -- Министерство культуры -- это не закон. Было специальное разъяснение Минкультуры, что различного рода бумаги, которые из него исходят, -- это бумаги ведомственного характера, объяснение для нижестоящих ведомств, и никакой силы для сторонних организаций они не имеют. К тому же всех этих тонкостей никто, кроме юристов, толком не понимает, а дальше уже начинается интерпретация. И сформулировано так в расчете на коммерсантов, которые разницы не видят. Это жонглирование понятиями...

Р.Л.: -- Фильмофонд поступает хитро, он старым художникам говорит: мы вам заплатим деньги, а вы подпишите договор о том, что передаете нам права. Сейчас многие художники, которые делали старые мультфильмы, или их наследники, которые тоже подчас находятся в тяжелом материальном положении, подписывают эти бумаги, и Фильмофонд распоряжается правами на их изображения.

В.Э.: -- Художники, которые рисовали в советское время, -- это люди пожилые, которым очень непросто разобраться в новых правилах, тем более что они все время меняются. Это люди, которые привыкли доверять государству, и когда к ним приходит официальный чиновник и говорит: вот мы хотим тебе заплатить денег, а ты вот здесь распишись, иначе не получишь, они подписывают.

-- А что, какие-то серьезные деньги предлагают?

Р.Л.: -- Нет, но для этих людей и 100 тыс. руб. -- очень серьезные деньги. Они же живут на пенсию в 5 тыс. руб. Это люди, которые в США могли бы быть миллионерами, люди огромного таланта.

-- Действительно популярных мультфильмов не так много, так что для некоторых художников 100 тыс. -- неплохой выход.

В.Э.: -- Чиновники из Фильмофонда не альтруисты, они не обращаются к тем художникам, чьи произведения не имеют коммерческой перспективы, и суммы предлагают разные. А для человека, который ничего не получает, и 3 тыс. руб. -- деньги. Это все из элементов культурного рейдерства.

Р.Л.: -- Они также понимают, что старым художникам сложно им противостоять, им сложно судиться, они не могут нанять адвокатов...

В.Э.: -- Когда чиновник говорит: раньше все принадлежало государству, поэтому теперь все должно принадлежать Фильмофонду, никто с ним связываться не хочет. Все считают: от кого будет меньше вреда, что лучше -- иметь дело с художницей, которая будет стараться защитить свои права, как Наталья Орлова (художник-постановщик "Тайны Третьей планеты" проиграла тяжбу с фабрикой "Ландрин", выпустившей серию шоколадных яиц, в которых использовались персонажи мультфильма. -- Д.Г.), или иметь дело с государственной структурой, которая говорит: купи права у меня, а уж я тебя постараюсь оборонить, если вдруг против тебя будет возникать художник? Получается, что лица, руководящие официальной структурой, заняли точно такую же позицию -- отнять и продать то, что этой структуре не принадлежит, -- которую до сих пор занимал писатель Эдуард Успенский. Логика здесь простая: если с рук сходит частному лицу, то государственной структуре тем более. А у Фильмофонда, если по договору авторы ему свои права не передали, никаких прав на произведения, вошедшие составной частью в фильм, по закону быть не может.

В Головинском суде, например, долго рассматривали иск Орловой, а в результате сказали: в этих шоколадных яйцах используются не рисунки, а мультфильм. Как, удивились адвокаты, неужели шоколадные яйца могут быть рассмотрены как техническое средство для показа фильма? Это уже к вопросу о профессиональном уровне судей и лоббировании определенных бизнес-структур.

Р.Л.: -- У Шварцмана суд не написал в своем решении, что права принадлежат Успенскому, который был привлечен в качестве третьего лица, и не написал, что права принадлежат «Союзмультфильму». Он вышел из положения иначе -- он просто сказал, что народный художник России Шварцман не доказал, что он нарисовал Чебурашку.

В.Э.: -- Там была сделана интереснейшая вещь с точки зрения надругательства над здравым смыслом. Судья заявила: «В титрах написано, что есть художник-постановщик, а есть еще художники-мультипликаторы. Значит, это был коллектив, и они все вместе рисовали. Значит, все они авторы, и никто из них не является единоличным автором». Это как объявить родными всех детей, родившихся в одной родильной палате от коллектива рожениц. Нам известно, что и в случае с Орловой, и в случае со Шварцманом была рекомендация сверху не удовлетворять иск. А вы знаете, что бывает с судьями, которые не выполняют распоряжение сверху?

-- Лишаются работы?

В.Э.: -- Сразу.

Послесловие

После появления открытого письма 15 художников и режиссеров в газете «Коммерсант» вышла статья «Художники взялись за игрушки», где излагалась позиция авторов мультфильмов, а также рассказывалось о встречном заявлении директора Фильмофонда Василия Шильникова, утверждающего, что у него есть и другое письмо, подписанное более чем 40 мультипликаторами в Минкультуры. По словам Шильникова, в этом письме, адресованном Министерству культуры, «говорится, что и мультипликаторы поддерживают инициативу Минкультуры, направленную на исполнение закона, в соответствии с которым ФГУП является единственным обладателем прав на мультфильмы и персонажи из них (ст. 1259 IV части ГК); получается, что авторы противоречат сами себе».

Между тем за последнее время на памяти известных режиссеров и художников анимации такое коллективное письмо в Минкультуры было написано всего одно. И темой его было вовсе не изъявление преданности Фильмофонду, а защита режиссеров и художников мультфильмов (главным образом, Леонида Шварцмана с его героями из цикла про крокодила Гену) от Эдуарда Успенского, требующего признать, что все права на персонажей принадлежат ему. Правда, с этим письмом получилась странная история: вскоре после его опубликования, в ноябре 2008 года, почти девяностолетний Шварцман к всеобщему удивлению публично отозвал поставленную под ним подпись. В заявлении в Министерство культуры он написал, что, подписывая, плохо себя чувствовал, сразу не разобрался и так далее. Но похоже, что остальные подписавшие то письмо аниматоры разобрались еще позже, и настоящий смысл документа, который сегодня противопоставляется «письму пятнадцати», становится ясен только теперь.

По мнению юристов, то письмо, тоже инициированное директором Фильмофонда В. Шильниковым, лишь для несведущих в подобного рода казуистике выглядит защитой от Успенского. А на самом деле главный в нем последний абзац: «Настоящим обращением мы, аниматоры России, поддерживаем инициативу Министерства культуры по наведению законного порядка в использовании мультипликационных персонажей...» Ну и дальше снова про Успенского: «...и призываем организации и частных лиц проявлять осмотрительность и не приобретать у г-на Успенского прав на использование персонажей, которые ему не принадлежат». Мудрый Шварцман еще тогда в своем отзыве подписи пояснил: «Закон гласит, что авторы фильма и авторы произведений, вошедших составной частью в фильм, должны получать авторское вознаграждение за использование фильма и/или произведений, а также что никто не вправе присваивать себе чужие произведение и чужое авторство. Никакого иного специального «наведения законного порядка в использовании мультипликационных персонажей», я считаю, не требуется». Теперь мы видим, что благими намерениями аниматоров была выстлана совсем другая дорога, и вроде бы невинная фраза о том, что «мультипликаторы поддерживают инициативу Минкультуры, направленную на исполнение закона», получила неожиданное продолжение: «...в соответствии с которым ФГУП является единственным обладателем прав на мультфильмы и персонажи из них». А значит, кто бы теперь ни покупал права на то, чтобы использовать любимые изображения из мультфильмов -- их рисовать, вышивать, делать мягкие игрушки или сырки, -- те, кому эти персонаж принадлежат по закону, то есть придумавшие их пожилые художники не получат с этого ничего.

Дина ГОДЕР

Время новостей (ИД "Время"), N°190, 15 октября 2009
http://www.vremya.ru/print/239563.html


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Чт 15 окт 2009, 22:05 
Ветеран
Не в сети

Сообщения: 4206
Зарегистрирован:
Вс 11 янв 2004, 10:29
Мое мнение - достали. Просто, тупо, достали. Пилить это, с позволения сказать, наследство - все равно что таскать прах туда-сюда. Мышиная возня - вот это что. Образ Кроша из Смешариков сегодня в десять раз больше ценен для комерсанта, чем этот самый Чебурашка. Пора уже перешагнуть через союзмультфильм и иже с ним. Призрак ушедшего все еще терзает наши умы. А нам нужна новая анимация. Анимация созданная для зрителя. Анимация, способная прокормить сама себя и принести прибыль.

_________________
Иногда я возвращаюсь


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вт 20 окт 2009, 06:06 
Один из самых!
Аватара пользователя
Не в сети

Сообщения: 575
Зарегистрирован:
Сб 18 авг 2007, 15:40
Откуда: Новосибирск
darkwing писал(а):
Сейчас у всех на слуху большой материал Дины Годер для "Времени новостей", анализирующий современную ситуацию с дележкой творческого наследия советской студии "Союзмультфильм"


Взгляд с другой стороны

http://www.rg.ru/2009/10/20/pravo.html


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вт 20 окт 2009, 07:40 
Ветеран
Не в сети

Сообщения: 4206
Зарегистрирован:
Вс 11 янв 2004, 10:29
Начал читать, устал, плюнул. Но в общем - я согласен с последней позицией. Аниматоры выполняли свою работу и получали за это оплату. Поэтому права распоряжаться сейчас результатами у них нет. Да, им честь, почет и уважение, но договора на использование результатов будет заключать правоприемник автора.

_________________
Иногда я возвращаюсь


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вт 20 окт 2009, 07:49 
Ветеран
Аватара пользователя
Не в сети

Сообщения: 1596
Зарегистрирован:
Ср 27 окт 2004, 20:16
Откуда: Москва
Цитата:
ФГУП "Фильмофонд киностудии "Союзмультфильм" регулярно делает денежные отчисления авторам

Как-то ну о-о-о-чень я в этом сомневаюсь.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Вт 20 окт 2009, 08:53 
Site Admin
Аватара пользователя
Не в сети

Сообщения: 19170
Зарегистрирован:
Вт 11 ноя 2003, 14:27
Откуда: Россия
Савченко Евгений писал(а):
Аниматоры выполняли свою работу и получали за это оплату.


Если рассуждать без эмоций, то да. Ведь работали они в советское время, не получая отчислений с использования персонажей, и не жаловались. Другое дело, что с отчислений наживаются совершенно посторонние люди. Вот ЭТО не дело! Похорошему доход должен идти в казну государства.
А рассказы о том, что в Америке художники, создавшие успешных персонажей, поголовно миллионеры являются сказками.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Сб 24 окт 2009, 00:33 
Бывалый
Аватара пользователя
Не в сети

Сообщения: 176
Зарегистрирован:
Пн 25 апр 2005, 22:33
Откуда: Москва
Цитата:
Если рассуждать без эмоций, то да. Ведь работали они в советское время, не получая отчислений с использования персонажей, и не жаловались.


Если рассуждать без эмоций, то есть Закон, где чёрным по белому написано - права у авторов.

А в советское время художники, особенно в периоды неоплачиваемого простоя, жили как раз с того, что использовали своих персонажей - рисовали книги для Бюро пропаганды Советского киноискусства, диафильмы, открытки, календари и многое другое.

Сценаристы писали книги с продолжениями приключений своих героев.

Всё это - самостоятельные объекты авторского права. С ними-то как быть? ФГУП приедет и конфискует?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Сб 24 окт 2009, 12:14 
Site Admin
Аватара пользователя
Не в сети

Сообщения: 19170
Зарегистрирован:
Вт 11 ноя 2003, 14:27
Откуда: Россия
А. Котёночкин писал(а):
есть Закон, где чёрным по белому написано - права у авторов.


Тут не поспоришь. Закон есть закон.

А. Котёночкин писал(а):
А в советское время художники, особенно в периоды неоплачиваемого простоя, жили как раз с того, что использовали своих персонажей - рисовали книги для Бюро пропаганды Советского киноискусства, диафильмы, открытки, календари и многое другое.


Ну чтож, право рисовать книги, открытки, календари, хранители экранов для мобильников и т.п. должно быть за ними и сейчас ;-)


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: Сб 24 окт 2009, 16:05 
Бывалый
Аватара пользователя
Не в сети

Сообщения: 176
Зарегистрирован:
Пн 25 апр 2005, 22:33
Откуда: Москва
Пока за ними. Как и право снимать продолжения (или что-то новое с теми же героями) на любой студии. Но чиновники хотят это прво отнять.

Это как у родителей детей отнимать - люди 50 лет работали со своими персонажами.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Прошлое Российской анимации
СообщениеДобавлено: Вс 07 мар 2010, 20:50 
Бывалый
Не в сети

Сообщения: 190
Зарегистрирован:
Пт 05 мар 2010, 14:14
Добрый вечер! Я тут новенький, поэтому краток.
Darkwing, большое спасибо Вам за этот форум, здесь я нашёл много интересующих меня сведений по анимации (изучаю на любительском уровне).
Скажите пожалуйста, с чем связан такой резкий стилевой перелом в советской анимации с начала шестидесятых ? После великолепных фотореалистичных фонов, прекрасно отрисованных людей (хотя и весьма часто это "эклер") им на смену пришли упрощённо (это ещё слабо сказано) отрисованные персонажи, фоны часто стали делать карандашные и прочие непотребные вещи :oops: . Это связано с предоставлением большей творческой свободы аниматорам и снижение требований к качеству "картинки" ? Или это финансовый вопрос - в пятидесятые на это возможно не жалели средств (по советским меркам, естественно) а после резко "урезали" финансирование ?
P.S: качество классического "Советского Диснея" (1930-50) и того, что пошло позже просто несопоставимо. Режиссура и сценарий анимации до и после - это другой вопрос, мне просто важно знать чем объясняется снижение качества.
И субъективно мне кажется, что в начале восьмидесятых качество советской анимации по качеству рисовки и фонов резко улучшилось, но качество пятидесятых уже не смогли достигнуть.
С уважением, Николай.


Последний раз редактировалось AloneR Пн 08 мар 2010, 00:43, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения: Re: Прошлое Российской анимации
СообщениеДобавлено: Вс 07 мар 2010, 23:35 
Site Admin
Аватара пользователя
Не в сети

Сообщения: 19170
Зарегистрирован:
Вт 11 ноя 2003, 14:27
Откуда: Россия
AloneR
Николай, спасибо за добрые слова! Вопрос очень интересный. Исчерпывающего ответа у меня нет, я подумаю над вопросом, а также призываю всех желающих по-участвовать и высказать свое мнение! :)

Я же пока вкратце могу предположить, что было две причины.
Во-первых, резко изменилось отношение советской власти к Уолту Диснею и его фильмам. В конце 40х Дисней был признан антисоветским продюсером. Соответственно про-диснеевская манера перестала быть священной коровой. Во-вторых, в 50-е годы фильмы американской студии UPA вдохновили ведущих мировых производителей анимации на творческий поиск, доказали, что анимации вообщем-то не обязательно четко следовать диснеевским принципам. Это было удобно - лаконичные и скромные фильмы с лимитированной анимацией считать современными, а диснеевскую анимацию устаревшей. И Советский Союз не избежал влияния этих тенденций. :roll:


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения: Re: Прошлое Российской анимации
СообщениеДобавлено: Пн 08 мар 2010, 02:19 
...
Не в сети

Сообщения: 676
Зарегистрирован:
Вс 03 сен 2006, 22:44
Сама Disney в то время тоже лежала де-факто полудохлая, а "101 Далматинец" и JB своим угловатым стилем вообще обязаны технологии. Бюджеты при этом почему-то росли. Вроде кассовый недобор "Спящей красавицы" при первом прокате, привел к тому, что студию почти разогнали.

Цитата:
Это было удобно - лаконичные и скромные фильмы с лимитированной анимацией считать современными, а диснеевскую анимацию устаревшей.


Кто-то их сейчас таких вот современных помнит.

_________________
Баньте меня нафиг отсюда.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Прошлое Российской анимации
СообщениеДобавлено: Чт 08 апр 2010, 06:58 
Не в сети

Сообщения: 4
Зарегистрирован:
Ср 07 апр 2010, 22:58
Beltar писал(а):
Кто-то их сейчас таких вот современных помнит.

Ну, вот в качестве главного примера — «История одного преступления» Хитрука. «Миллионер» Прыткова и Бордзиловского. «Кот в сапогах» сестёр Брумберг. Можно было бы ещё вспомнить «Балерину на корабле» Атаманова, но там движения персонажей весьма и весьма непростые, на лимитированную анимацию непохожие.
Хотел бы ещё спросить, говорим ли мы о российской мультипликации или всё же о советской, ведь она была очень многообразной. В качестве примера той самой авангардной мультипликации можно привести мультфильм «Как казаки кулеш варили» (это, кажется, 1966 или 1967 год). Полнейший авангард, но даже сейчас смотрится на «ура».


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения: Re: Прошлое Российской анимации
СообщениеДобавлено: Чт 08 апр 2010, 19:51 
Не в сети

Сообщения: 4
Зарегистрирован:
Ср 07 апр 2010, 22:58
Хочу добавить, что бывшая советская мультипликация в разных странах бывшего СССР развивается совершенно по-разному. Например, Роберт Саакянц в последние годы своей жизни неплохо поднял производство мультфильмов в Ереване. В Риге работает (и неплохо) студия «Даука», которая выпускает мультфильмы, пользующиеся успехом в Европе, например, снятый начиная с 1991 года кукольный сериал «Аварийная бригада» и даже продолжения популярного ещё в советское время «Фантадрома». Наблюдается определённое шевеление на «Беларусьфильме» — впрочем, и в советское время тамошнюю мультипликацию можно было только шевелением и назвать. А вот в Киеве, где мультипликаторы «Киевнаучфильма» к началу девяностых выработали собственный фирменный стиль, творится полный разгром. Накануне юбилея студию «Укранимафильм» (так сейчас называется то самое творческое объединение художественной мультипликации» лишили финансирования и уволили половину сотрудников.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения: Re: Прошлое Российской анимации
СообщениеДобавлено: Пт 09 апр 2010, 06:27 
Авторитет
Не в сети

Сообщения: 386
Зарегистрирован:
Сб 01 апр 2006, 05:40
Откуда: Кемерово
AloneR писал(а):
Добрый вечер! Я тут новенький, поэтому краток.
Darkwing, большое спасибо Вам за этот форум, здесь я нашёл много интересующих меня сведений по анимации (изучаю на любительском уровне).
Скажите пожалуйста, с чем связан такой резкий стилевой перелом в советской анимации с начала шестидесятых ? После великолепных фотореалистичных фонов, прекрасно отрисованных людей (хотя и весьма часто это "эклер") им на смену пришли упрощённо (это ещё слабо сказано) отрисованные персонажи, фоны часто стали делать карандашные и прочие непотребные вещи :oops: . Это связано с предоставлением большей творческой свободы аниматорам и снижение требований к качеству "картинки" ? Или это финансовый вопрос - в пятидесятые на это возможно не жалели средств (по советским меркам, естественно) а после резко "урезали" финансирование ?
P.S: качество классического "Советского Диснея" (1930-50) и того, что пошло позже просто несопоставимо. Режиссура и сценарий анимации до и после - это другой вопрос, мне просто важно знать чем объясняется снижение качества.
И субъективно мне кажется, что в начале восьмидесятых качество советской анимации по качеству рисовки и фонов резко улучшилось, но качество пятидесятых уже не смогли достигнуть.
С уважением, Николай.


Есть подозрение, что более правильный вариант именно "финансовый".. Тогда многое преобразовывали. Не только в мультипликации. Тоже самое было в строительстве, производстве..

Правда, есть и уточнение. Вопрос был далеко не только в деньгах. Хотели насытить рынок как можно большим числом товаров доступных всем, а не только элите. Не важно, будь это квартира или фотоаппарат. Тогда эта была одна основных идей в стране. В целом, кстати, получилось. Думаю, нечто подобное было и в анимации. Решили привлечь в нее как можно большее числу людей, привлечь молодежь. Скажем, была поставлена задача делать, не 10 мультфильмов в год от трех режиссеров (условно), а 40 от двадцати. При том же бюджете. Для проверки этой версии нужно сравнить сколько было произведено мультфильмов допустим в 53 и 65 годах...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Прошлое Российской анимации
СообщениеДобавлено: Пт 09 апр 2010, 07:20 
Бывалый
Не в сети

Сообщения: 190
Зарегистрирован:
Пт 05 мар 2010, 14:14
ShubinPavel писал(а):
Для проверки этой версии нужно сравнить сколько было произведено мультфильмов допустим в 53 и 65 годах...

Не вопрос! :D
1953 год - все рисованные. 13 штук.
Спойлер:
«НЕПОСЛУШНЫЙ КОЗЛЕНОК (КОЗЛЕНОК)» (1953 г.) 9:59 ТБИЛИССКАЯ КИНОСТУДИЯ
«НЕПОСЛУШНЫЙ КОТЕНОК» (1953 г.) 10:48 "СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ"
«ПОЛЕТ НА ЛУНУ» (1953 г.) 31:26:00 "СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ"
«СЕСТРИЦА АЛЕНУШКА И БРАТЕЦ ИВАНУШКА» (1953 г.) 10:42 "СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ"
«ХРАБРЫЙ ПАК» (1953 г.) 21:18 "СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ"
«ЛЕСНОЙ КОНЦЕРТ» (1953 г.) 10:48 "СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ"
«КРАШЕНЫЙ ЛИС» (1953 г.) 10:42 "СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ"
«БРАТЬЯ ЛЮ» (1953 г.) 29:00:00 "СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ"
«БОБРЕНОК ЧУКА» (1953 г.) 10:07 ТБИЛИССКАЯ КИНОСТУДИЯ
«ВОЛШЕБНАЯ ПТИЦА» (1953 г.) 20:42 "СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ"
«ВОЛШЕБНЫЙ МАГАЗИН» (1953 г.) 30:54:00 "СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ"
«ВОРОНА И ЛИСИЦА, КУКУШКА И ПЕТУХ» (1953 г.) 10:48 "СОЮЗМУЛЬТФИЛЬМ"

1965 год. 44 штуки. (13 кукольных, 3 перекладных) - правда, "по всему Союзу"
Спойлер:
«ВСЕ В АЖУРЕ ("Фитиль" N 39)» (1965 г.) "Союзмультфильм"
«ЛЯГУШКА-ПУТЕШЕСТВЕННИЦА» (1965 г.) 19:42 "Союзмультфильм"
«ЖИЗНЬ ПОПОЛАМ» (1965 г.) КИЕВНАУЧФИЛЬМ
«ЗЕЛЕНАЯ КНОПКА» (1965 г.) КИЕВНАУЧФИЛЬМ
«НЕЗАСЛУЖЕННЫЙ ПЕНСИОНЕР ("Фитиль" N 37)» (1965 г.) "Союзмультфильм"
«МИМО ("Фитиль" N 31)» (1965 г.) "Союзмультфильм"
«СТРАНИЧКИ КАЛЕНДАРЯ» (1965 г.) 9:54 "Союзмультфильм"
«ЧЬИ В ЛЕСУ ШИШКИ?» (1965 г.) 10:36 "Союзмультфильм"
«ДВА КРЫЛЬЦА - ДВА КОНЦА ("Фитиль" N 32)» (1965 г.) 2:00 "Союзмультфильм"
«ЛУЧШЕ ЗОЛОТОГО ("Фитиль" N?)» (1965 г.) "Союзмультфильм"
«НИКИТА КОЖЕМЯКА» (1965 г.) КИЕВНАУЧФИЛЬМ
«СКАЗКА О ЦАРЕВИЧЕ И ТРЕХ ЛЕКАРЯХ» (1965 г.) 10:08 КИЕВНАУЧФИЛЬМ
«КОШКИ-МЫШКИ» (1965 г.) 18:10 "Таллинфильм"
«НОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ ОПЕРАТОРА КЫПСА» (1965 г.) "Таллинфильм"
«ШИШКИ ("Фитиль" N 36)» (1965 г.) "Таллинфильм"
«ЯАК И РОБОТ» (1965 г.) "Таллинфильм"
«ДЕТИ И ДЕРЕВО» (1965 г.) "Таллинфильм"
«В КВАДРАТЕ 6-6» (1965 г.) УЗБЕКФИЛЬМ
«ТАЙНА ЧЕРНОГО КОРОЛЯ» (1965 г.) КИЕВНАУЧФИЛЬМ
«КАК ПОСТРОИЛИ ДОМ» (1965 г.) ГРУЗИЯ-ФИЛЬМ - АО
«МЫШЕЛОВКА» (1965 г.) ГРУЗИЯ-ФИЛЬМ - АО
«ОТВАЖНЫЙ ВАЖА (ХРАБРЫЙ ВАЖА)» (1965 г.) ГРУЗИЯ-ФИЛЬМ - АО
«СВЕТЛЯЧОК N 6» (1965 г.) 9:48 "Союзмультфильм"
«РИККИ-ТИККИ-ТАВИ» (1965 г.) 21:12 "Союзмультфильм"
«ГОРЯЧИЙ КАМЕНЬ» (1965 г.) 17:18 "Союзмультфильм"
«ГУНАН-БАТОР» (1965 г.) 19:00 "Союзмультфильм"
«ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ» (1965 г.) 16:06 "Союзмультфильм"
«ЗА ЧАС ДО СВИДАНИЯ» (1965 г.) 16:54 "Союзмультфильм"
«ГДЕ Я ЕГО ВИДЕЛ?» (1965 г.) 10:03 "Союзмультфильм"
«ВОТ КАКИЕ ЧУДЕСА» (1965 г.) 9:31 "Союзмультфильм"
«АВТОМАТ» (1965 г.) 9:56 "Союзмультфильм"
«ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ!» (1965 г.) 17:31 "Союзмультфильм"
«ВОВКА В ТРИДЕВЯТОМ ЦАРСТВЕ» (1965 г.) 19:48 "Союзмультфильм"
«ЗДРАВСТВУЙ, АТОМ!» (1965 г.) 9:24 "Союзмультфильм"
«КАК ОДИН МУЖИК ДВУХ ГЕНЕРАЛОВ ПРОКОРМИЛ» (1965 г.) 22:58 "Союзмультфильм"
«ПЕСНЯ ЛЕТИТ ПО СВЕТУ» (1965 г.) 10:12 "Союзмультфильм"
«ПОРТРЕТ» (1965 г.) 8:12 "Союзмультфильм"
«ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЗАПЯТОЙ И ТОЧКИ» (1965 г.) 16:12 "Союзмультфильм"
«ПАСТУШКА И ТРУБОЧИСТ» (1965 г.) 28:27:00 "Союзмультфильм"
«НИ БОГУ НИ ЧЕРТУ» (1965 г.) 18:18 "Союзмультфильм"
«КАНИКУЛЫ БОНИФАЦИЯ» (1965 г.) 20:24 "Союзмультфильм"
«КАРТИНА» (1965 г.) 8:31 "Союзмультфильм"
«МЕДВЕЖОНОК НА ДОРОГЕ» (1965 г.) 9:36 "Союзмультфильм"
«НАРГИС» (1965 г.) 19:57 "Союзмультфильм"

Количество действительно выросло, и намного ...
1953 - 11 (+2 региональные студии)
1965 - 30 (+14 региональные студии)
P.S: Прошу прощения за промашку, скопировал с аниматора.ру и ошибочно приравнял их к мультфильмам. :oops:


Последний раз редактировалось AloneR Пт 09 апр 2010, 16:11, всего редактировалось 2 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения: Re: Прошлое Российской анимации
СообщениеДобавлено: Пт 09 апр 2010, 07:49 
Site Admin
Аватара пользователя
Не в сети

Сообщения: 19170
Зарегистрирован:
Вт 11 ноя 2003, 14:27
Откуда: Россия
AloneR писал(а):
Количество действительно выросло, и намного ...

В списке 6 сюжетов "Фитиля". Считать их наравне с 20-минутными "Каникулами Бонифация" или с получасовым "Пастушка и трубочист", например, не очень честно, по-моему ;-)

Но в целом, может быть и правда, если режиссеров стало больше, то, соответственно, и число фильмов выросло.


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения: Re: Прошлое Российской анимации
СообщениеДобавлено: Вс 18 апр 2010, 08:00 
Один из самых!
Аватара пользователя
Не в сети

Сообщения: 652
Зарегистрирован:
Вс 11 апр 2010, 04:42
Откуда: Планета Камино
Отношение к советским мультикам у меня двоякое. С одной стороны, ужасная, по моему сугубо личному мнению, школа рисованных мультфильмов, где персонажи по сути даже не анимировались, делались отдельно руки, ноги, тело, губы и глаза и все это перемещалось, производя видимость "движения", угловатого и нелепого. Может, кто-нибудь просветит, как эта техника называется. И сразу прошу прощения, если задел чьи-то теплые чувства к этой технике. Исключения имеются, но берут не качеством собственно мультипликации, а оригинальностью подходов к сюжету и персонажам ("Приключения капитана Врунгеля", "Доктор Айболит"). Здесь же следует упомянуть кукольные мультфильмы, отторжение к которым у меня тоже еще с детства, и по той же причине: угловатые, неествественные движения, нет, это не по мне. Исключения опять же составляют шедевры, получившиеся благодаря сильной драматургии, диалогам, персонажам и актерам озвучания, например, "Приключения домовенка".
С другой стороны, обожаю настоящие рисованные советские мульты. Как прежние, в классической манере: "Маугли" (несмотря на то, что железный зуб у Маугли на шее то пропадет, то снова появится))), так и поздние, несмотря на наличие во многих из них различных форм минимализма: "Винни-Пух", "Малыш и Карлсон", "Приключения поросенка Фунтика" и многое многое другое.
Однако, безусловным шедевром был и является для меня "Остров Сокровищ", грандиозная по тем временам работа, как в отношении мультипликации (живой, анимированный фон в стиле "Лже 3D"), так и сценария, диалогов и персонажей.
И это не касаясь единичных арт-хаусных шедевров вроде "Красной Шапочки" или "Ежика в тумане", которые б общих тенденциях не говорят. ; )
В общем, сложный для обсуждения вопрос (как и любой, где затрагиваются вкусы), но интересный, поскольку постепенное возвращение к советской мультипликации и возрождение семейного просмотра советской классики говорит о том, что наша классика, как и американская, востребована и интересна. Только своему ребенку я кукольные мультики не куплю.)))

_________________
Все будет так, как должно быть, даже если будет иначе


Вернуться к началу
 Профиль Отправить email  
 
 Заголовок сообщения: Re: Прошлое Российской анимации
СообщениеДобавлено: Вс 18 апр 2010, 10:38 
Ветеран
Аватара пользователя
Не в сети

Сообщения: 1596
Зарегистрирован:
Ср 27 окт 2004, 20:16
Откуда: Москва
Идущий писал(а):
ужасная, по моему сугубо личному мнению ...техника. ... Исключения имеются, но берут не качеством собственно мультипликации, а оригинальностью подходов к сюжету и персонажам ("Приключения капитана Врунгеля", "Доктор Айболит").

Забавно. Мне в детстве именно рисованные куски "Капитана Врунгеля" казались "какими-то неполноценными" по сравнению с перекладкой.
Хотя кукол тоже никогда особо не любила. За исключением "Варежки", "Машеньки и медведя" и "Разлученных".


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 167 ]  На страницу: Предыдущая  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 9  Следующая


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB