Волею случая пересмотрел тут (впервые с ноября 2015) предмет обсуждения. Было интересно – поменяется ли то самое первое негативное впечатление, и, если поменяется, то насколько??..
Глобально не изменилось. Мультфильм как занимал в моей личной пиксаровской табели о рангах предпоследнее место (пропустив ниже только «Тачки 2»), так там же и остался. При первом просмотре фильм показался мне очень вторичной и, пожалуй, самой неоригинальной работой студии вообще – слишком явные параллели (от таковых общесюжетного характера до практически полной смысловой идентичности отдельных сцен навроде явления призрака/видения погибшего родителя в критический для героя момент) ощущались с «Королём Львом», «Землёй до начала Времён» и «Медвежонком». Помню, что прям острейшее дежа-вю возникало в кинотеатре с постоянной машинальной фиксацией в духе:
«Ага, это взяли отсюда, это – отсюда, это я видел в…». Собственно, весь фильм тогда мне и виделся, по сути, некой компиляцией с художественной переработкой первых двух перечисленных работ с дополнением элементов «Медведя». После нынешнего просмотра, наверное, тон высказываний сменю на более лояльный и менее безапелляционный. И, тем не менее, схожестей действительно очень много. Трагическая потеря близкого, разлучение с оставшимися родными, потеря дома с последующим долгим и тяжёлым возвращением туда, преодоление некоего личностно-мировоззренческого кризиса главгероем (пресловутое
«Я не ты» Арло с осознанием своей трусости и нежизнеспособности, симбина Хакуна Матата с
«Remember who you are», глубочайшая депрессия Литтлфута с нежеланием бороться и вообще жить дальше после потери мамы), встреча, дружба и нахождение понимания с тем, кого ты прежде считал врагом… Общий смысловой посыл, опять же, как мне кажется, более всего схож с аналогичным «Земли до начала Времён» - верить в себя и свои силы, быть преданным своим близким и друзьям (и в этой самой преданности, помимо всего прочего, черпать недостающую отвагу), не сдаваться и не опускать лап, бороться до конца. Ну и традиционные мотивы о преодолении стереотипов с готовностью понять и протянуть руку не такому, как ты. В общем, тезиса о неоригинальности работы продолжаю придерживаться, пусть и в менее категоричной форме.
Сеттинг вселенной, ИМХО, не выстрелил, хотя изначально представлялся мне очень любопытным. Дело тут, на мой взгляд, как в неоригинальном фактическом исполнении оригинальной идеи разумных динозавров (банальная перемена их с людьми местами с полным, банальным и достаточно грубым экстраполированием стадий развития человеческого общества с достижениями человеческой цивилизации на ящеров), так и в том, что сама идея раскрывается и используется в фильме крайне слабо, будучи, фактически, лишь фоновой декорацией для истории Арло и Ко. А ведь она могла бы стать локомотивом оригинальности и самобытности работы! Увы.
А ещё фильм показался мне бедным на события, достаточно малодинамичным и потому производящим впечатление некоторой затянутости. Я сначала думал, что, возможно, недостаток диалогов и вербальной интеракции между героями отчасти тому виной, но ведь есть пример ВАЛЛ-И, где этого добра в разы меньше, но вышеобозначенных негативных последствий и близко не ощущается… Возможно, ставка была сделана на красоту окружающих пейзажей, общую атмосферность, «химию» между героями, ощущающуюся без слов. Да, красиво. Да, атмосферно. Но сделать так_себе_роудстори хорошей роудстори это, КМК, не смогло.
Касательно антагонизма между фотореалистичными пейзажами и откровенно резиновыми динозаврами – да, на первых порах ощутимо резало глаз, но со временем примелькалось. Вообще, спорное, на мой взгляд, визуальное решение. Возможная мотивация создателей (или, по крайней мере, одна из возможных) понятна – фотореалистичные герои «Динозавра» в своё время вышли сомнительной привлекательности. Всё-таки, разница между фотореалистичными совами и пингвинами (милыми животинками самими по себе) и фотореалистичными динозаврами в качестве героев мультфильма очевидна. С другой стороны, назвать привлекательным игрушечного Арло… Мне кажется, стоило бы, всё-таки, выработать некий промежуточный вариант. К коему, кстати, были более близки местные антагонисты-птеродактили или кто они там.
Зато сейчас у меня получилось разглядеть и прочувствовать те положительные моменты, что во время первого просмотра, видимо, утонули в общих негативных настроениях. Прежде всего – упомянутая уже атмосфера. Она действительно шикарна. И в этой своей шикарности очень похожа на атмосферу «Земли до начала Времён». Потрясающе передано всё одиночество и беззащитность героев в этом незнакомом, огромном, прекрасном, но ЧУЖОМ, безразличном к тебе и безжалостном мире. В мире, где не прилетит волшебник в голубом вертолёте или, на крайний случай, МЧС в бело-сине-оранжевом, где тебя не найдут по сигналу GPS-маячка спасатели. Где ты, голодный, усталый, раздавленный морально и с травмированной ногой, лежишь и не можешь подняться, но знаешь, что через не могу придётся. Потому что тут тебе НИКТО не поможет. И тем ценнее, дороже и удивительнее чудом и вопреки всему обретённые друзья. Которые точно так же одиноки, напуганы и подавлены. И которые, тем не менее, станут тебе в этом практически безнадёжном путешествии такой же надеждой, опорой и лучом света во тьме, как и ты – им.
Ну, и отдельные сценки очень хороши и сильны. Момент с палочками (пусть и откровенная слезодавилка), посиделки у костра с тираннозаврами, прощание с Дружком. Последняя мне, кстати, чем-то неуловимо финал «Дороги» Кормака МакКарти напомнила
Всё-таки, «Пиксар», а совсем уж безнадёжно-плохих работ у студии не бывает. Ну, кроме "Тачек 2"
З.ы.: касательно прикреплённого опроса - совершенно неоригинально проголосовал за "Медвежонка", хоть он и тоже далёк от списка моих любимых мультфильмов как студии, так и собратьев- идейных "доноров" для "Хорошего Динозавра".