У меня смешанные чувства относительно первоначально и итогового проектов. Во-первых, Зверополис в отличие от предыдущих проектов "Дисней" ("Холодное сердце" вызвало у меня недоумение, "Город героев" - разочарование) мне искренне понравился. Поэтому, я, вероятно, предвзят.
Первоначальный проект выглядит слишком круто. Если я правильно его представляю (детство Ника, апартеид, финальная сцена), в нём много жестокости, несправедливости, но есть же и осмысленное самопожертвование.
Он мне напомнил японский сериал, который я смотрел в детстве, в конце 80-ых или начале 90-ых годов, Spaceship Sagittarius (в России транслировался под названием "Искатели приключений в космосе" недавно вспомнил и пересматривал, несмотря на своё более чем прохладное отношение к японской мультипликации).
Удивительно, что я вспомнил его по своим смутным воспоминаниям! Так вот, в этом сериале также действуют "забавные животные", которые занимаются примерно тем же, чем и команда "Космического экспресса" из Футурамы. При этом они сталкиваются с первобытными культурами, социальным неравенством, войной, крупным бизнесом и т.п. В частности, там была серия о планете, на которой существует жестокое социальное неравенство, построенное на тестах на интеллект. Команда сталкивается с двумя персонажами-детьми из разных социальных классов, один из которых (из примитивного рабочего класса) убежден, что тесты нечестные, а на их результаты воздействуют родители. Он берет в заложники экипаж корабля, и персонажи пытаются скрыться на какой-то планете возле какой-то астрофизической аномалии, где их не будут преследовать (помню, он четко дает понять, что за такие действия ему грозит смертная казнь). Это, кстати, была не самая мрачная из мини-сюжетных линий сериала, и она, особенно по моим детским меркам, была очень драматичной и эмоциональной. Персонаж-угонщик готов был погибнуть вместе с планетой. В конце, его бывший противник и сверстник из высокопоставленного класса взял угон на себя, что полностью сошло ему с рук. Концовка вышла, как это называется, bittersweet. С намёком на то, что дети взглянули на систему неравенство своего общества со стороны, и на них в будущем вся надежда. Конечно, таким бы мог быть и фильм Буша, Мура и Говарда.
Конечно, если бы авторы "Зверополиса" смогли бы ко всему прочему задеть что-то, что давно потерялось в моих детских воспоминаниях, и сделать это так выразительно и жестко, впечатления были бы незабываемыми. Возможно, я приравнял бы для себя этот мультфильм к игровому драматическому кино, без скидок.
С другой стороны, я понимаю, что такой мультфильм мог бы стать удачным, а мог и не стать. Есть и более практическая сторона: Лассетер - это кризисный управляющий и коммерсант, в первую очередь. Его суждения о художественной оригинальности показались мне немного банальными. Но он сделал студию Дисней прибыльной, ввёл её в "цифровую эпоху". Это бизнес, правильно? Зверополис в первоначальному варианте не предполагает сиквелов (история закончена, конфликт исчерпан), а финальный вариант просто кричит о продолжении. Продавать мерчендайз и фигурки со счастливым и свободными персонажами (расслабленный Ник в гавайской рубашке и т.п.) выгоднее, чем фигурки с жертвами полицейской антиутопии.