Я-бы хотел поговорить с вами о сценаристах "широкого профиля". Мы привыкли видеть тех или иных мультипликаторах на тех местах, с которыми у нас ассоциируется их деятельность. Например, для нас Уолтер Лантц всегда больше всего будет ассоциироваться как продюсер мультфильмов. Но в тоже время Уолт был не только продюсером, но и режиссером и сценаристом своих собственных мультфильмов! В 30е годы, когда Лантц работал над мультфильмами с Кроликом Освальдом, сценаристов в титрах не указывали. Уолтер просто не хотел тратить лишние деньги на шрифт, да и какой смысл указывать одно и тоже имя в титрах дважды? Тоже самое и о Ханне-Барбере на MGM. Они были и режиссерами, и сценаристами, у на два длинных имени не хотелось тратить лишние денежки.
Но я создал эту тему не для того, чтобы говорить о тех, кого указали в титрах лишь на одной должности. Так или иначе, работать на разных должностях довольно-таки трудно. И, так или иначе, для должностей требуются помощники, которые хоть как-то смогут облегчить работу мультипликатора. Но! В титрах всё-равно укажут того "профильного" мультипликатора, а не его помощника. Однако, я думаю, что такое мнение получило известность лишь-из того, что в титрах должен быть указан самый звездный человек в производстве. Но, я думаю, что нередки и случаи, когда мультипликатор получает имя в титрах для того, чтобы получить должное признание. Это будет подарок для него и для нас, ведь тогда он обрадуется тому, что его имя есть в титрах, а сегодня(по крайней мере - до инета) мы впервые узнаем о нем, увидев его имя в титрах!
В качестве примера я думаю, нужно пойти в диснеевскую студию 30х-40х годов. В отделе моделей персонажей его глава, Джо Грант, обладал большими амбициями, и не только работал над модельными листами, но и над сценариями мультфильмов. Далее, в этой теме, я хочу более детально разобраться в людях, связанных со сценарием мультфильмов и мне хочется, чтобы вы поддержали мои "исследования". В титрах к "Пиноккио" указано семь сценаристов. Тед Сирс был главой отдела сценаристов(хотя-бы потому, что он имел огромный авторитет, как первый специализированный сценарист студии), и я думаю, что у Сирса было гораздо больше народу, работающего над сценарием. Можно даже добавить, что вообще в участие в разработке сценария принимали и ведущие аниматоры, художественные руководители, композиторы(для "Фантазии" и других музыкальных мультфильмов уж точно) и даже актеры. Я думаю, что и режиссеры мультфильма, среди которых были Тии Хии и Бэн Шарпстин, тоже принимали участие в написании "Пиноккио". Более того, я не сомневаюсь, что над сценарием также работали Билл Пиит,Элмер Пламмер, Фил Истман, Гомер Брайтман и Джо Грант с Диком Хьюмером, которых в титрах,кстати,нет(но Грант указан как дизайнер персонажей). Хотя сразу скажу, что я не уверен на 100%, что Грант и Хьюмер работали над сценарием. Джо и Дик тоже обладали своими амбициями, они в это время работали и над "Фантазией", и над "Дамбо", у них, можно считать, появилось свое собственное подразделение сценаристов, отдельное от Сирса. Однако во всех проектах участвовали очень талантливые сценаристы Уэбб Смит и Отто Энгландер, но глава сценаристов, Тед Сирс, занимался только "Пиноккио", который был наиболее амбициозным и обещающим с коммерческой точки зрения проектом. Также не стоит забывать, что сам Уолт Дисней, был,собсно, идейным вдохновителем сценаристов, он,несомненно, принимал участие в разработке сценария каждой полномометражки студии.
Далее...идем на WB. WB всегда были свободной студией. Во времена Шлезингера у мультипликаторов была свобода выбора специализации, ты мог попробовать сделать планировку, сценарий или раскадрову - в общем, попробовать на вкус абсолютно все должности. Лишь к выбору режиссеров подходили с серьезностью. На WB во времена Хармана-Айзинга работал сам Уильям Ханна. Он начинал работу промывщиком селов,потом был заливщиком, потом он помогал со сценарием, писал песни, но высшей точкой в недолгой карьере Ханны на WB было назначение главой отдела заливки и заштриховки,инк-энд-пэйнта. Также на студии в 1931-1933 годах работал ассистентом Отто Энгландер, но также он помогал со сценарием. В 1933, как мы видим, Отто успешно перешел к Айверксу. К 1938 годy на студии работало уже достаточно сценаристов, чтобы образовать отдел. Но отдел разделился на два внутренних подразделения. В первом работали Тед Пирс, Кэл Говард и Джордж Мануэл, а во втором - Бэн Хардавэй, Мелвин Миллар и Джек Миллер. Пирс и Хардавэй были главными по старшинству среди всех сценаристов,и, надо полагать, они были главными в своих подразделениях. Пирса и Хардавэя чаще указывали в титрах, чем других. К сожалению, когда Фрилинг ушел на MGM, кому-то пришла в голову идея взять одного сценариста и аниматора, и сделать их со-режиссерами, плюс приставить к ним крутого сценаристы. Таким образом каждое подразделение потеряло по сценаристу, а именно - Хардавэя и Говарда. Раз уж брали самых талантливых сценаристов, то почему не взяли Пирса? Наверное потому, что все осознавали, что он будет более полезен как сценарист.Итак, получилось новое подразделение со сценаристом Кэлом Говардом и аниматором Кэлом Далтоном в качестве режиссеров, и с Бэном Хардвэем все-ещё в качестве сценариста. Однако, со временем Говарда заменил Хардвэй, потому-что он уже имел опыт в режиссуре у Шлезингера в 1934 году. Итак, отдел сценаристов обеднел. Пришлось быстро набирать новых сценаристов. Ими стали бывшие ассистенты Говард Болдуи, Лу Ландсмэн и Фред Ньиман пришли на замену в подразделения Хардавэя и Пирса, а Джек Миллер теперь стал главным в экс-подразделении Хардавэя. Однако вскоре среди мультипликаторов завыла сирена - Флейшеры переезжали из Нью-Йорка во Флориду, и этот переезд коснулся и WB. Тед Пирс, Джордж Мануэл и Кэл Ховард покинули студию, что сильно ударило по отделу сценаристов. Однако, благодаря этому появились свободные вакансии, и на студию пришел более-менее известный Рич Хоган и Дэйв Монахан. Вскоре пришел и Роберт Гивенс. Гивенс, кстати, изначально работал планировщиком у Диснея, но пришел в студию в качестве сценариста, но также он с радостью работал и над планировкой и дизайном персонажей, вскоре отказавшись от написания сценарией. Но самым выжным в новой волне сценаристов был приход Уоррена Фостера и Майкла Мальтиса, которые работали у Флейшера в Нью-Йорке, но отказались ехать с ним в Майями. Они оказывали огромное влияние на развитие студии в 40е. Также вместе с ними пришел их дружок ассистент Эрнест Джии, который тоже стал сценаристом. Мальтис работал вместе с Фостером, правда, до 1941 года его никогда не указывали в титрах, но можете быть уверены, что над всеми мультфильмами, над которыми работал Фостер, работал и Мальтис, ровно как и Джии. Однако, насколько я знаю, лишь до зимы 1940 года Мальтис работал только с Фостером. Он перешел в новообразованное подразделение Мальтис-Миллер-Миллар(3M). Я жутко извиняюсь за то, что, можно сказать, завелся и отошел о темы... В 40е, в подразделении Клэмпетта происходили странные вещи с разделением труда работающих в нем людей. Кроме сценариста Фостера, у Клэмпетта работали и Миллар, и бывший диснеевец Дон Кристенсен, которые, судя по всему, работали и у Клэмпетта, и у МакКейба сценаристами и ассистентами одновременно..
По-моему, интересные истории случились с Луи Лилли и Майклом Сасановым...Они были талантливые люди, нанятые в качестве замены для отошедших работников... с самого начала, по "оригинальной задумке", Луи был ассистентом, а Майкл - бэкграунд-артистом. Лилли был бывшим аниматором, сценаристом и режиссером на Columbia. И как вы думаете, он был счастлив на месте ассистента аниматора?! Конечно, нет! Сасанов тоже подавал определенные надежды,и их решили назначить бэкграунд-артистами в 1943 году. А через они стали помогать со сценариями. Однако у них, я думаю, не всё так просто...Лилли указан как сценарист лишь в пяти мультфильмах, и Сасанов в трех. Писал-ли, например, Сасанов мультфильмы один? Может с Лилли? Не думаю...кроме того, если верить Клэмпетту, Сасанов также работал ассистентом планировщика Тома МакКимсона. Но вы сами подумаете, может-ли человек, которому нужно рисовать от 20 до 60 бэкграундов для каждого мультфильма, сесть и написать один полный сценарий и раскадровку для мультфильма?! Нет! Так что я думаю, что титры, в которых Лилли и Сасанова указывают как сценаристов, не больше не меньше, чем попытка Клэмпетта хоть как-то дать им признание на экране. Разумеется, Уоррен Фостер принимал гораздо большее участие в написании сценария, и можно считать, что Лилли и Сасанов были лишь соавторами Фостера, но это не принижает их вклад. Если кто-знает ещё истории о неожиданно "нарисовавшихся" сценаристах 30х-40х-50х годов, рассказываете о них здесь, пожалуйста! Лично мне будет очень интересно!
_________________ Марафон Дональда Дака - Смотри. Обсуждай. Снова смотри. - мы всегда рады новым участникам проекта!
|