Привет Максим,
Приятно, что к нашему общению присоединился настоящий аниматор. Будет интересно узнать твое мнение по многим вопросам, в том числе по тем, на которые ветки были открыты раньше.
Будущее Российской анимации ? Он, очевидно, может быть вполне замечательным и многообещающим. Но для этого, на мой взгляд, сначала нужно убрать налет ура-патриотизма с оценки её современных достижений:
Во-первых, почему на каждый очередной мультфильм нам говорят, что это "ответ Диснею". Это проявление внутреннего комплекса ? Так там на студии тоже далеко не все гладко.
Во-вторых, творчество должно быть ориентированно на конечного зрителя. Нужно, чтобы мультфильм не превращался в историческую эпопею или религиозный эпос, как, похоже, случится с Князем Владимиром. Для этого вполне годятся средства обычного кино. Мультфильм должен оставаться сказкой, выдуманной историей, которая, тем не менее, должна задавать вопросы на актуальные для зрителя темы и предлагать ответы на них.
В-третьих, хоть мультфильм и должен быть ориентирован на зрителя, но его созданием должны управлять художники. Ведь именно когда
художник посредством анимации доводит до зрителя
свою, а не коммерческую идею, мультфильм получается особенно острым и, соответственно, получает наибольший отклик у зрителя.
Кстати, если говорить лично обо мне, то навряд ли то, как я слежу за развитием анимации в америке можно назвать трепетным. Есть студии создающие замечательные творения. Есть студии которые в целом создают не очень качественную анимацию, но иногда у них получаются настоящие шедевры.
Но есть завтра Российская студия предложит то, что по настоящему заденет меня как зрителя, заставить сопереживать героям мультфильма, то я так же буду следить и анализировать Российское творчество.
Теперь о русской школе анимации: преимущетсвенно техника российских аниматоров развивалась под влиянием техники классических Диснеевских мультфильмов. И это нормально - в те времена Диснеевская техника предлагала приемы анимации, позволяющие добиваться невиданных по тем временам результатов.
Но, смешавшись с русской культурой, анимация приобрела свои, уникальные черты:
Во-первых, российская анимация - анимация короткометражек. Максимум 20-30 минут, это все пространство фильма. За основу сюжета чаще всего брались либо фольклерные мотивы, сказки, былины, либо чисто поучительные истории о плохих и хороших детях.
Вторая отличительная черта этих мультфильмов - минимум адаптации образа персонажа, стремление к реализму картинки. Соответственно, тщательная проработка фонов, преимущественно - картин природы, высокая детализация кадра.
В третьих, советская анимация ориентировалась на анимацию людей. Причем анимация людей, в отличие от анимации животных, в старых советских мультфильмах, очень даже на уровне.
И все это абсолютно нормально, с учетом условий и задач, которые ставились перед советскими аниматорами: воспитание подрастающего поколения, привитие определенных нравственных и политических устоев, выработка требуемых стандартов поведения и т.д. И мультфильмы решали эту задачу. Но зато
КАК решали, это по настоящему красиво и сегодня.
Подчеркиваю, речь выше шла об анимации 50 - 70 годов ("Снегурочка", "Снежная королева", "Каштанка" и т.д.).
Т.е. "Простоквашино", "Ну погоди" и "Ежик в тумане" были позднее.
Кстати об анимации более поздних периодов. Господа, вы можете меня закидать помидорами, но она мне не нравится. Нет, конечно есть исключения, вроде указанных выше мультфильмов, но в целом - скучно и не интересно. Анимация превратилась в сплошную серию художественных экспериментов, рамки стиля расползлись в непонятное аморфное пятно.
Современная анимация - это анимация переходного периода. С одной стороны, стремление ориентироваться на запросы зрителя, с другой стороны - такой низкокачественный продукт, что смотреть его, лично мне, временами просто неприятно. И проблема, как я говорил выше, в том, что создание мультфильма начинается не с того, что рождается
идея, а с желания утереть кому-то нос.
Но, думаю, это этап временный, он пройдет, и тогда Российская анимация еще сможет заявить о себе.