Мынику писал(а):
Зато у нас мифология богатая
Интервью с Иваном Елисеевым (г. Екатеринбург),
художником-постановщиком, аниматором фильма
«Как Нянчедо Мынику учил человека летать»
«Культура Ямала»
Журнал Департамента по культуре, искусству и кинематографии ЯНАО
(№1-2, 2006)
Корреспондент – Виталий Затлер
Глазами художника
Слово одному из участников проекта художнику-постановщику, аниматору Ивану Елисееву…
Корр.: Какие мотивы побудили Вас, как творческого человека, отреагировать на размещенное в Интернете объявление, которое приглашало к участию в создание фильма про мифологического персонажа Нянчедо Мынику?
И.Е.: Мотив простой – поиск наиболее интересной точки для приложения творческих усилий. Материал мне показался крайне интересным с нескольких сторон.
Во-первых, те духовные вопросы, которые поднимаются в нем, волнуют, в той или иной степени, всех людей, вне зависимости от их возраста и национальной принадлежности.
Во-вторых, как и любому художнику, мне интересна работа с живым материалом, прошедшим проверку временем и не утратившим, при этом, своей первозданной привлекательности.
И, в-третьих, возможность общения, во время работы, с такими великими силами, которые предстают в этом сюжете, всегда возвышает и облагораживает, как художника, так и зрителя, и поэтому я не смог отказаться от возможности принятия, хотя бы части, этой мощной духовной силы.
Корр.: Существует ли какая-либо специфика при создании мультипликационных фильмов на тему Севера, чтобы наилучшим образом передать настроение и колорит древней северной культуры, беря во внимание, что анимация – это современный вид творчества?
И.Е.: Особое внимание мной уделялось выразительным средствам, соблюдению баланса между насыщенностью и выразительностью. В работе над северной тематикой это, пожалуй, самое главное. Можно сделать насыщенный кадр, обогатив его предметами, рафинировать цветом, компьютерными эффектами, но при этом потеряется самое главное – дух кадра, его выразительность. Добиться этой гармонии сложно – но необходимо, дух не может быть раскрашен подобно конфетному фантику, но и не может быть безликим. Современная мультипликация диктует свои законы, сейчас все больше становится модным склонять чашу весов в сторону «фантика», не уделяя должного внимания «начинке». «Коммерческое кино» - этот термин, вошедший в анимацию, говорит сам за себя, и устоять перед его диктатом достаточно сложно.
Но Север, своим глубоким и неспешным темпоритмом восприятия мира, бережно сохраняющий основу своей древней культуры, позволяет художнику творить в безграничности духовного – а не в жесткой ограниченности коммерческого.
Корр.: Что для вас как художника-мультипликатора было нового в процессе создания фильма про Мынику: что привнесли в свое творчество и были ли сложности в работе?
И.Е.: Рассказать о всех профессиональных сложностях, с которыми пришлось столкнуться в процессе работы, в рамках интервью сложно.
Но первое – это жесткие сроки.
Создать полноценный восьмиминутный фильм в столь сжатые сроки – казалось практически не реальным. Поэтому сразу пришлось решать много задач. И самая главная из них – как уложиться в срок без потери качества. Каждая новая творческая работа требует индивидуального подхода со стороны художника. Одинаковых задач не бывает. Творческая среда чрезвычайно изменчива. И если даже в начале работы ты преисполнен уверенности в правильности выбранной тактики, то это нисколько не значит, что она останется таковой при достижении тобой середины или даже четверти работы. Мы имеем дело с живым материалом, все персонажи живут своей яркой жизнью, отличной, как правило, от нашей повседневности. И только с помощью полного погружения художника в материал, до максимально возможного уровня, до момента сливания собственной повседневности с миром персонажей, возможно найти решение для преодоления всех возникающих проблем. В этом случае материал сам подсказывает, какую форму он желает принять при появлении на свет. И если его желание не идет в разрез с видением художника, все рождается в гармонии и в свой срок, при полном взаимном обогащении. Любовь ко всем персонажам, к самому материалу – вот универсальный ключ для решения всех проблем.
Корр.: Существуют ли планы о дальнейшей работе по созданию анимационных фильмов на северную тематику?
И.Е.: Согласно простой истине – действие порождает действие, планы на дальнейшую работу существуют. Мною задумана небольшая серия коротких мультипликационных фильмов под общим названием «Сказки старого шамана». Материалом для нее будет служить сказки народов Севера, какие именно – пока рано говорить, но работа идет. Насколько она будет плодотворна, предсказать трудно. Материал должен набрать силу, должны родиться образы, т.е. должна закончиться обычная, и она же самая сложная, подготовительная работа. Но в одном я уверен – продолжение будет. И благодаря Нянчедо Мынику, родятся новые фильмы, повествующие всем живущим, о великом культурном наследии Северных Народов.
http://miniku.narod.ru/