Вчера в рамках Большого Фестиваля Мультипликации в нашем городе состоялся премьерный показ этого мультфильма. Точнее, Мультфильма! Я в полном восторге. Рискуя быть освистанным на этом форуме, скажу, что это, пожалуй, лучший рисованный полнометражный мультфильм за последние лет десять, ИМХО. То, с какой тщательностью он проработан, начиная от сюжета и заканчивая мультипликацией, выше всяких похвал. Постараюсь по порядку. Рисунок и анимация. Основная причина, по которой я захотел увидеть "Иллюзиониста" после того, как узнал о его разработке - моя восхищение рисовкой мультфильмов Шоме. Начиная со "Старой Дамы" мы видим очень четкие и реалистичные движения, правдоподобных, несмотря на чрезвычайную стилизацию, персонажей. Мы видим мир, в который веришь. Но в "Иллюзионисте" он превзошел самого себя, умножив эту отрисовку на всех тех персонажей, которые не задерживаются на экране дольше десяти секунд. Ведь это титаническая работа - нарисовать манекенщиц, выбегавших из гримерки, толпы фанатов, музыкальную группу, клиента и работников автомойки, посетителей бара в Шотландии, попутчиков персонажей в поезде и еще десятки персонажей, которые совершенно случайно появляются на экране. Ни один зритель за один просмотр не рассмотрел всех. Именно поэтому возникает ощущение чрезвычайной реалистичности происходящего, несмотря на абсолютное понимание нарисованности увиденного.
Сюжет. Ранее виденные мной работы Шоме оставляли во мне весьма смешанные чувства. Я не стремился их пересматривать потому что несмотря на восхитительную анимацию, мне тяжело было видеть тяготы и лишения героев, этот гротеск и мерзостность мира, показанного автором. Жутковатая комната жандарма и засиженный пугающе толстыми голубями парк в "Старой Даме", пугающе яркий и грязный Бельвиль - обстановка чрезвычайно неуютная, отталкивающая, но очень бытовая, приспособленная для жизни. Ты веришь в нарисованный автором мир потому что он обжит. Все проработано до малейших деталей. Но при том в нем очень неуютно. Мы не привыкли видеть на наших экранах настолько обжитые помещения, в которых функциональность заменяет уют. "Иллюзионист" немного проще воспринимается в этом отношении. Да, все так же мы видим социальное дно - спивающегося клоуна и бездомного кукольника. Мы видим главного героя в его тесноватой каморке и на узком диване. Но все это уже не так страшно, не так тяжело. Номер гостиницы не так обжит, в нем есть некая стерильность, он "универсален" и поэтому понятен и приятен любому зрителю. Колоссально изменились характеры персонажей. Теперь люди стали более живыми, мы видим их с разных сторон. У них больше нет основной функции, за пределами которой пустота (ка было у велосипедиста, его бабушки, жандарма). У персонажей есть распорядок дня, желания и, самое главное, чувства. У них появилась душа, которую в этом мультфильме нам показывает автор. Он перешел от социальной психологии к психологии личности. Мне показалось, что в этом мультфильме есть что-то чеховское. Эта безысходность, это одновременное многообразие внутреннего мира и его линейность, неспособность его изменить. Это спокойное течение жизни и следование героев своему пути, неумение противостоять обстоятельствам в нужный момент. Эта сентиментальная грусть и горькая насмешка над обществом, мир маленьких людей и их маленьких чувств. После просмотра долго не мог прийти в себя. Было тяжело, грустновато, как и всегда после просмотра мультфильмов Шоме и вообще после авторского кино.
Музыка тоже не оставила меня равнодушным. Лично для меня в музыкальном ряде есть почти все мои любимые направления: кул-джаз 60-х годов, немного бибопа, рок-н-ролл, неспешные фортепианные мотивы и даже этническая музыка! Удивительно как автору удалось сочетать это все в одном сюжете. И не просто сочетать, а сделать это так, что музыка выглядит чрезвычайно органичной. Ее замечаешь, слушаешь с удовольствием, но она не отвлекает тебя от картины потому что она абсолютно растворяется в ней, образуя единство видеоряда и звука. Их уже невозможно представить по отдельности.
Резюмируя, скажу, что это очень редкий случай, когда печальный и сентиментальный мультфильм вызвал у меня восхищение и желание пересмотреть его в дальнейшем не раз (и не два). Во время просмотра было грустно, тяжело, но, черт возьми, до чего же красиво и, главное, правдоподобно!
_________________ Никогда не воспринимай жизнь слишком серьёзно - живым из неё всё равно не выберешься.
|