В сети появилось еще одно интервью Константина Бронзита.
Voronabelaya, спасибо тебе за ссылку!!! Интервью опубликовано
здесь, но я процитирую его тут, чтобы не прыгать лишний раз.
А(ни бе)ниме
Петербург ударил рисованными богатырями по Москве и прогнившей западной анимации
В то время пока американцы снимают мультфильмы о жизни патиссонов, наши аниматоры всерьез озаботились патриотическим воспитанием детей и взрослых. Правда, самый первый полнометражный российский мультпроект, снятый по мотивам былин и летописей "Князь Владимир", так и не может выйти. На сайте мультфильма то и дело появляются новости, что на озвучание приглашен Сергей Безруков, что саундтрек пишет Николай Расторгуев а РПЦ одобрила мультяшные образы. Но премьера все равно отодвигается на неопределенный срок.
Тем временем на питерской студии "Мельница", патронируемой кинокомпанией СТВ, приступили уже ко второму мультфильму, поставленному по мотивам русских былин. Константин Бронзит год назад воплотил на экране образ русского богатыря Алеши Поповича. И его мультфильм, снятый за год, собрал в прокате полтора миллиона долларов. Теперь "мельничный" режиссер Илья Максимов запустился с "Добрыней Никитичем". И на этом студия останавливаться не собирается.
Питер вообще считается сегодня оплотом российской анимации. Именно у нас был снят "Карлик Нос" -- первый отечественный полнометражный мультфильм. Именно Питеру телеканал "Россия" заказывает для передачи "Спокойной ночи, малыши" сериал "Смешарики". Да и Константин Бронзит, лауреат всевозможных анимационных конкурсов и призер международных фестивалей, собрав профессиональную команду аниматоров, работает тоже здесь.
-- Действительно, о том, что центр российской анимации находится в Питере, уже неоднократно шутили, -- говорит Константин Бронзит. -- Здесь работают две мощные студии -- "Мельница" и "Санкт-Петербург", которая неспешно и профессионально делает очень неплохой сериал "Смешарики". В Москве вот "Пилот" ожил с циклом "Гора самоцветов". А все остальное, включая "Князя Владимира", трудно комментировать. "Союзмультфильм" вообще умер как студия. Когда у такой гигантской фабрики в годовом плане четыре коротких мультика -- это все. Смерть. Хотя на Фестивале анимационного кино в Суздале ругались, что в России на сегодняшний день запущено около 15 полнометражных картин. Цифра невероятная. Никто, правда, не спрашивает с этих людей, почему проекты не закончены, куда ушли деньги, а если есть результат, то где отдача. А эти люди просто осваивают бюджеты. В ситуации безденежья и тотального непрофессионализма пятнадцать полнометражных фильмов по госзаказу -- это что-то невероятно циничное. То есть формально государство заинтересовано, но что-то никто не видит результат.
-- Ну, про "Князя Владимира", спонсированного государством, известно уже почти всем.
-- "Князь Владимир" -- это легенда, миф, и ему, наверное, лучше даже не выходить в прокат. Все наше профессиональное сообщество над этим проектом давно смеется. О "Владимире" ведь объявили несколько лет назад. Но с тех пор успело выйти четыре больших мультфильма. В "Алеше Поповиче" даже есть сознательный отсыл к этому проекту. Наш Владимир одеждой и раскрасочкой немножко похож на того, одиозного. Но это мы прикололись, потому что прекрасно знали, что выйдем раньше.
-- Былинность, значит, витает в воздухе?
-- Мы специально не искали сценарий на эту тему. Но я убежден, что нам повезло. Есть ощущение, что по былинам зритель соскучился. Он наелся уже досыта аладдинами, наутилусами и монстрами всевозможных видов. Это международные типы, их можно нарисовать в любом уголке мира. А вот Алеша -- это наше, родное. Его никто не сделает в Гонконге или Голливуде. Не их материал.
-- Противники "Алеши" говорят, что это -- хохлома, сувенирная продукция.
-- А он так и делался. Мы за год сняли фильм -- от нуля до премьеры. Конечно, получилась хохлома, но не надо ее бояться. На сегодняшний день это лучший российский мультик -- он собрал в кинотеатрах больше, чем три предыдущих. Есть вещи, умения, знания, помогающие поддерживать в голове некую планку. В случае с "Алешей" мы до нее чуть-чуть не дотянули. Там много профессиональных огрехов и технического брака -- что неизбежно при таких темпах. Профессионалы за это цепляются. И они абсолютно правы. Я бы тоже за это цеплялся. Но, к сожалению, у нас не было других условий игры.
-- Сейчас в анимации котируется только полный метр?
-- Так было всегда. Короткометражки не могут выйти на рынок. Испокон веку они были довесками к полному метру, некоммерческими проектами. "Союзмультфильм" всю жизнь существовал на госдотациях, делал заранее купленную продукцию, и телевидение ее до сих пор крутит, поскольку уже все оплачено. А современное короткометражное кино не покупается. Зачем сложности, когда можно поставить в сто пятидесятый раз "Ну, погоди!" и пойти спокойно кофе пить. Это ведь государственная вещь. Так что все современные короткометражки можно увидеть только на фестивалях и еще -- на западных телеканалах. Почему-то они готовы тратить на это много денег.
-- Зачем же тогда "Пилот" запустился с сериалом "Гора самоцветов"?
-- Это вопрос к "Пилоту". На фестивале в Суздале он долго мусолился, и Татарский со сцены объяснял, что пока ни один наш телеканал этим проектом не заинтересовался, хотя одиннадцать фильмов уже сделано, шестнадцать в запуске. А ведь сериал снимался в первую очередь для ТВ. Он сам по себе замечательный, способный заинтересовать наших детей, которые знают только Микки-Мауса. Нам надо тягаться с "Диснеем". Хотя бы из высоких патриотических убеждений. Но это должна быть государственная политика, а не политика одной маленькой частной студии.
-- Ну, можно еще выпускать DVD и видео.
-- Бессмысленно -- все сразу же будет разворовано.
-- Разве "пираты" вам отчасти не помогают?
-- Смотря с какой точки зрения. Если с коммерческой -- они нас грабят, как и всех остальных. А если говорить о пути к зрителю -- то мы благодарны им за помощь. В России "На краю земли" только из-за "пиратов" и знают.
-- Анимация дешевле игрового кино?
-- Она в целом дороже. На мультфильмах занято несравненно большее количество народа. Игровое кино можно снять маленькой съемочной группой. Полнометражный мультфильм так не сделать. Или можно попробовать, но тогда работа растянется на десятилетия.
-- Алла Босарт написала после очередного фестиваля в Суздале, что анимационные мозги отражают депрессивную картину мира. Согласны?
-- В общем, да. Это прежде всего касается авторов, которые любят самовыражаться. У них есть ощущение, что в коротком метре дозволено все, всякие скрытые комплексы выплескиваются на экран, и в этом плавает зритель. Любой фестиваль -- и не только российский -- показывает столько чернухи и гадости, что иногда действительно тошнит. Но, в принципе, это не специфика всей анимации. Все зависит от позиции режиссера, от его взгляда на мир, как бы это пафосно и банально ни звучало. Я, к примеру, стараюсь рассмешить, как Дисней и Чаплин.
-- Как-то вы сказали, что в анимации есть режиссура и есть -- затыкание дыр.
-- Существует глобальная проблема режиссера -- когда он не знает, как удержать внимание зрителя. В такие моменты он начинает музычку подпускать -- это первое и самое простое, что может сделать режиссер в кино. Есть иллюзия, что музыка все цементирует, склеивает, и кино после этого можно смотреть. Но убери ее -- и все развалится. Зритель съест, он этого не понимает. А профессионал сразу заметит. Я не помню, чтобы мы думали, как в "Поповиче" заткнуть те или иные дыры. Дыры затыкать -- ниже моего достоинства. Я другого класса режиссер.
-- Можно ли с помощью анимации воспитать человека?
-- Искусством вообще нельзя воспитать. Это глупость и заблуждение. Если б оно воспитывало (тут я буквально цитирую Норштейна, который это сформулировал), мир давно был бы другим. Другое дело, что искусство может помочь полюбить свое родное, а не только чужое. Это важно, это первый шаг к воспитанию, но не воспитание само по себе. Должен быть целый комплекс воспитателей: государство, семья, быт, школа, окружающая среда. И кино в том числе.
-- Какие мультики вы показываете дочке?
-- Всякие. И наши, и ненаши. Но недавно я понял, что нужно делать отбор. Потому что однажды поставил какой-то американский мультик и ужаснулся -- там персонажи друг другу задницы показывали. Ей идет пятый год. И цензура уже нужна: только доброе, положительное, светлое и хорошее. Она, кстати, с удовольствием смотрит "Фильм, Фильм, Фильм" Хитрука. Про писателя поставь мне, говорит. Вроде бы и не детская вещь совсем, но настолько замечательная...
-- А работы молодых аниматоров вам нравятся?
-- Когда мастер постоянно хвалит дебютантов, значит, с ним что-то не то. Поэтому я обижу сейчас молодых аниматоров -- не нравятся мне их работы, по большей части. Но это нормально. Я был в точно таких же условиях. Посмотрите мои первые фильмы -- они тоже не нравились мастерам. Меня били, ругали. Слава богу мне это помогло. Самое ужасное, что я вижу в работах молодых, -- они не знают, что снимать. Либо несознательно подражают великим. Но это неизбежно, потому что подражая, мы учимся. Главное, этим не увлекаться.
-- Вам тоже подражают?
-- Очень давно я снял "Пустышку". И вдруг на каком-то мультяшном сайте вижу этот фильм, сделанный плохо, в другой программе, но -- кадр в кадр. Подписано было каким-то другим режиссером.
-- Устроили разборку?
-- Мы пошутили. Задали вопрос: гениальный мультик, потрясающий -- откуда ты берешь идеи? Ни тени сомнения у человека: "Посмотрите вокруг. Идеи вокруг вас".
-- Доступность новых технологий помогает современным аниматорам?
-- Вы даже не подозреваете, насколько сложный вопрос задаете. Это страшная, невероятная беда, которая ведет к тотальной демократизации искусства. Технологии развиваются, это неизбежно. И сейчас люди, сидя за компьютером, могут нажатием кнопки двигать персонажа влево-вправо, они чувствуют себя Господом Богом и думают, что уже стали режиссерами. Хотя все, что они знают, -- это программа. Порядок нажатия кнопок. Его можно изучить за неделю. А кино люди учатся снимать всю жизнь. И вот, интернет и телевидение переполнены непрофессиональными, бездарными поделками. Страдает зритель, конечно. Он же думает, что это и есть кино, потому что его делают все. Катастрофа, на самом деле.
-- Вы так переживаете за зрителя?
-- Конечно. И за профессию тоже. Она рассеивается, утрачивается. Хочешь играться -- играйся. Только не заявляй о себе как о серьезном режиссере. Но, к сожалению, такие мультфильмы распространяются в интернете, их можно увидеть даже на международных фестивалях. На некоторых уже есть конкурсы флэш-анимации. Смотреть их, как правило, невозможно.
-- То есть вы бы учили молодых авторов сначала изрисовать двести блокнотиков, как вы когда-то, и только потом использовать новые технологии?
-- Я бы учил принципам построения режиссерской мысли. Не говоря уже о том, что у Эйзенштейна шесть томов по режиссуре написано. Вот что нужно изучать, а не нажимать на кнопки.