Почему традиционные мультфильмы перестали пользоваться успехом у публики?

В связи с поразительными успехами в прокате мультфильма «В поисках Немо», многие и многие поклонники традиционной анимации задаются вопросом, почему же, в отличие от трехмерных картин, рисованные ленты встречаются без особого энтузиазма, почему среди них так много коммерческих неудач? Неужели все дело в способе визуализации фантазии, и успех трехмерных лент поставит жирную точку в истории традиционной анимации? Примерно тот же вопрос в Гостевой книге мне задал один из постоянных посетителей моего сайта Радислав. Не попытаться ответить на столь животрепещущий вопрос было бы преступлением против своих идеалов, а потому я решил написать нижеследующий комментарий.


Не те времена.

И все-таки, почему рисованные ленты все чаще и чаще проигрывают трехмерным? Понятно, что «каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», однако существует и целый комплекс общих причин, в том числе и объективных исторических предпосылок, для объяснения сложившейся ситуации. Главная же причина банальна и всем известна. Основным фактором успеха мультфильма была и остается его история, то есть оригинальный сюжет и привлекательность этого сюжета для широкой аудитории. Второй пункт особенно важен для коммерческого успеха. Например, критика признавала мультфильм «Стальной гигант» одним из величайших достижений полнометражной анимации в истории. Однако эта замечательная работа студии Warner Feature Animation не смогла найти связи с широкой зрительской аудиторией и провалилась.


Узкая целевая аудитория.

Закономерно, что сюжеты всех успешных компьютерных мультфильмов были построены на «простых» историях дружбы, привязанности, смысла индивидуальности и ответственности за других, а заправлены множеством комедийных добавок, в том числе и скрытого подтекста. Никаких драматичных эпосов, никаких исторических квестов, никаких пиратских историй, никаких популярных экранизаций! Благодаря этому, трехмерные мультфильмы оказались интересны самому широкому кругу зрителей. Напротив, в мире традиционной анимации в последние годы всё чаще появлялись проекты, заранее практически не имеющие целевой аудитории. В свое время Джеффри Катценберг, босс отдела анимации DreamWorks, озвучил анимационную стратегию компании — комедийные сюжеты предпочтительно реализовывать средствами компьютерной графики, в основу же традиционных лент класть эпические сюжеты. Ярким примером порочности этой политики является «Спирит». Реалистичная анимация этого, безусловно, замечательного мультфильма больше напоминает механический процесс, чем собственно творчество, а потому вынуждает скучать как взрослых, так и детей. В этом роковой просчёт Катценберга, непонимающего, что сила рисованной анимации именно в карикатурности и стилизации. Еще более серьезными ошибками, оказалось обращение компаний Disney и Fox к авантюрно-приключенческой фантастике. «Планета сокровищ» и «Титан: После гибели Земли» предназначались для подростковой зрительской аудитории (Disney даже повзрослил Джима Хокинса для этого), однако, при запуске этих проектов никто не учёл, что подросткам куда интереснее молодёжные комедии, а просмотр мультфильмов в их среде и вовсе не престижен. Это НЕ круто! В результате для картин просто не нашлось благодарного зрителя.


Непривлекательные главные герои.

В целом подобные ошибки стали скорее правилом, чем исключениями. В тщетной попытке уйти от приевшейся музыкальности, авторы все больше числа мультфильмов пытались экспериментировать и делали акцент на эпичность приключений, к сожалению, подчас в ущерб внутреннему миру главных героев. В результате зрителю подавались либо односложные по своей сути характеры персонажей «Поисков Камелота», «Анастасии» и «Дороги на Эльдорадо» либо малопривлекательные и во многом даже отталкивающие главные герои «Похождений императора», «Осмосис Джонса», «Синбада» и других. Так для широкой публики Майло Тэтч из «Атлантиды» в основном был раздражающим растяпой, а Синбад из одноименного мультфильма — циничным пройдохой. При наличии множества других слабостей, проблема привлекательности главных героев серьезно сказывалась на приёме мультфильмов.


Люди на главных ролях.

Разнообразие миров компьютерных мультфильмов поражает. Среди них скрытый от наших глаз мир взаимоотношений игрушек и мир так любимых детьми жуков, параллельный мир наших детских страхов и мир самых известных сказочных героев, поставленный с ног на голову мир Ледникового периода и вселенная мирового океана. Отсюда и небывалое разнообразие персонажей. В свою очередь, очевидно, что последние рисованные мультфильмы зациклились на псевдоисторических сюжетах, главные герои которых подчас чуть ли не на одно лицо, и немудрено, ведь все они люди! Настоящим исключением из правил можно считать лишь «Осмосис Джонс» от Warner Bros., главными героями которого были человеческие клетки, но эта интересная идея была похоронена убогими вставками игрового кино.


Стремление избежать детскости.

Между тем, уже «Аладдин» дал понять, что далеко не люди привлекают массового зрителя. В 1992 году и сам Аладдин, и принцесса Жасмин, и даже злодей Джафар затерялись на фоне главной звезды фильма — Джинна из лампы. К сожалению, сигнал не был услышан власть имущими. Даже после триумфа «Короля Льва» продолжало господствовать мнение, что без людей на главных ролях мультфильм будет считаться слишком «детским». Считалось, что бороться надо за взрослых зрителей, а детей легко привлечь стандартным приемом — дать главному герою забавного закадычного дружка. Ещё лучше, если этот второстепенный (и, как правило, бесполезный) персонаж будет сыпать циничными шуточками.


Штампы.

Между прочим, идея закадычного дружка стала одним из первых стандартных штампов, которые с каждым новым мультфильмом все больше раздражали критиков про-диснеевской анимации. И, как ни прискорбно признавать, несмотря на всю пагубность штампов, их число со временем лишь росло. Почему? Да потому что «созданием», а точнее «улучшениями» мультфильмов стали заниматься люди, на самом деле ничего не понимающие в анимации! После того, как Джеффри Катценберг поставил для DreamWorks цель превзойти Disney в анимации, конкурентная борьба между двумя студиями привела к резкому увеличению бюджетов мультфильмов. Буквально за несколько лет стоимость мультфильмов выросла в 2 — 3 раза и в некоторых случаях стала превышать $100 млн. Неудивительно, что исполнительное руководство Disney, DreamWorks, Fox и других студий стало жёстко контролировать каждый шаг режиссеров и сценаристов, считая, что лучше их знает, как эффективнее расходовать средства и добиться гарантированного успеха. К сожалению, с их точки зрения гарантом успеха являлось следование уже опробованным приемам. Результатом этого стали такие небывало стерильные и пресные в своей политкорректности и штампованности мультфильмы, как «Атлантида», «Планета сокровищ», «Спирит» и «Братец Медведь». В то же время самые успешные компьютерные ленты создавались относительно молодыми и независимыми студиями, такими как PDI, Pixar, Blue Sky и другими, позволяющим свободно пользоваться собственным воображением и фантазией. Пример «Динозавра» показывает, что, как только трёхмерной анимацией начинает заниматься одна из больших студий, зритель снова получает набор штампов. Более того, порой неповоротливое руководство непрофессионалов приводит к тому, что проекты так и остаются невоплощенными в жизнь.


Бездарная раскрутка.

Меньше всего в неудачах традиционной анимации стоит обвинять художников. Не они запускали в производство однотипные проекты, не они определяли характеры главных героев, не они виноваты в чудовищном росте стоимости мультфильмов. Они лишь делали свою работу, причем делали ее на совесть! Ведь даже в таких неблагоприятных условиях производства нередко создавались достойные анимационные произведения, а порой и замечательные мультфильмы. Поэтому их кассовый провал был вдвойне обидным. Неужели «Стальной гигант», «Планета сокровищ» или даже «Синбад» заслуживали полного игнорирования зрителем? Может быть, этим мультфильмам и не было суждено стать хитами, однако неэффективная или попросту бездарная раскрутка не позволили им даже окупиться в прокате. Конечно, рисованные и трехмерные мультфильмы могут спокойно сосуществовать, но для этого следует, по крайней мере, дать равные условия. Однако, эти условия явно не равны. Наоборот, налицо примеры изживания традиционной анимации, когда релизы назначаются на заведомо невыгодные даты, когда провал мультфильма даже выгоден компании. Именно это случилось с «Планетой сокровищ», иначе как объяснить тот факт, что Disney отказался от поддержки этого мультфильма уже на шестой день проката? Просто картина ДОЛЖНА была провалиться в Америке.


Видеосиквелы.

С другой стороны дурную службу традиционным мультфильмам сослужили дешевые продолжения, особенно те, что удостоились права кинопроката, такие как «Питер Пэн в Нетландии» и «Книга джунглей 2». Многие люди не понимали, что эти сиквелы снимаются не диснеевскими студиями, а иностранными отделами, а потому закономерно считали: «Нда, в последнее время диснеевские мультфильмы уже совсем не те, что раньше».


Лоск компьютерной графики.

В куда меньшей степени в неудачах традиционной анимации следует винить новейшие технологии. Конечно, разница между традиционным многоплановым и трёхмерным подробно текстурированным визуальными рядами колоссальна. Не заметить ее невозможно, но в и том, и в другом есть своя прелесть. Разве случайно, что «Лило и Стич» с минимальным применением компьютерной графики и анимационных эффектов добился большого зрительского успеха? С другой стороны разве не показались пейзажи «Спирита», в технической сложности сравнимого со «Шреком», ординарными и однообразными? Очевидно, что, подобно разным стилям живописи, визуальный ряд рисованного мультфильма может сильно варьироваться и придется ли он по душе широкой публики или нет зависит только от мастерства художника. Трёхмерная и традиционная анимация не могут мешать друг другу, также как скульптура не мешает живописи.


Непривычные стили анимации.

Кстати о разных стилях. Именно в последнее время создатели про-диснеевских мультфильмов стали так часто и так смело экспериментировать и пробовать неизведанное. В новые мультфильмы вкрались необычные виды музыкального сопровождения, ранее запретные шутки и экстремальный дизайн персонажей. Многие люди, не принимая в целом непривычный стиль «Атлантиды», «Похождений императора» или «Синбада», не находили слов для описания своей неудовлетворенности, а потому просто и безапелляционно утверждали, что в мультфильме «плохая анимация».


Компьютерная анимация на коне.

Да, сейчас цифровые мультфильмы на коне. Зритель получил сразу несколько прекрасных, может быть даже «шедевральных» трёхмерных мультфильма. Но не следует забывать, что с момента выхода первой компьютерной картины не прошло и 10 лет. Сможет ли подобная продукция оставаться такой же популярной после выхода десятков компьютерных мультфильмов? Не секрет, что в мультфильмах студии Pixar уже сейчас проявляются собственные штампы, а что будет дальше? Очевидно, что трехмерная анимация вскоре столкнется с теми же проблемами, что и традиционная. Были бы «Покахонтас», «Горбун из Нотр Дама», «Принц Египта» или «Спирит» успешнее в случае реализации средствами только компьютерной графики? Наверное, вряд ли. Однако уже завтра необходимость разнообразить продукцию потребует создания виртуальных аналогов этих мультфильмов. Рано или поздно трехмерная анимация обратится к экранизациям известных литературных произведений и сказок, а еще раньше зритель будет засыпан сиквелами успешных компьютерных мультфильмов. Сейчас Pixar ставит свои мультфильмы на поток, а это неизбежно приведет к более строгому контролю со стороны исполнительного руководства. Возникнет прямая угроза запусков в производство еще «сырых» проектов. А что будет, когда главными героями компьютерных мультфильмов станут люди? До сих пор они оставались на втором плане и при этом редко являлись украшением мультфильмов. Но в 2004 году их роль значительно расширится. Поручится ли кто-нибудь, что «Невероятные» не станут первой творческой неудачей студии Pixar? Не хотелось бы, потому что в этом случае вину за происшедшее, скорее всего, возложат на режиссёра Брэда Берда, выходца из традиционной анимации. А, впрочем, поживем — увидим….



Ссылки по теме:

Компьютерная и традиционная анимация. Кто кого?

Мои личные пристрастия

О кассовых сборах диснеевских картин

Про диснеевские сиквелы

Все статьи