![]() Алексей КОБЕЛЕВ, 14 августа 2011. Версия для печати здесь Известно, что, когда Уолт Дисней взялся за анимационную экранизацию дилогии Алана Александра Милна о приключениях плюшевого медвежонка по имени Винни-Пух ![]() Всю мудрость того решения Диснея можно оценить сейчас, когда анимационная студия, носящая его имя, всё-таки сняла о знаменитом медвежонке Милна полнометражное кино. Именно сняла! Несколько предыдущих полнометражных мультфильмов о Винни и его друзьях создавались силами диснеевских подрядчиков, в то время как собственно студия Disney была занята более серьёзными и масштабными проектами. И вот, когда, казалось бы, всё, что можно было сказать о Винни, уже сказано, работу над очередной лентой цикла поручили команде художников, ранее создавшим мультфильм «Принцесса и Лягушка». А они сделали вид, что со времён скомпилированного в 1977 году из нескольких среднеметражек «Множества приключений медвежонка Винни», о полюбившейся всей детворе мира игрушке не было снято ничего нового и, вместо того, чтобы создать полностью оригинальный сюжет, положили в основу очередного мультфильма пару ранее неэкранизировавшихся глав из книг Милна, не вняв урокам Диснея. ![]()
При всей любви к традиционной рисованной анимации в целом и диснеевской анимации в частности, при всей приязни к плюшевому медвежонку и его друзьям, при всем уважении к команде аниматоров и сценаристов мультфильма нельзя не признать — кино получилось до разочарования скучное. ![]() Разумеется, в наши дни редкий фильм может похвастать по-настоящему хорошим сценарием или захватывающей историей (расскажите мне про качество сценариев «Алисы в Стране чудес» или «Трансформеров 3»), но слабость наполнения в их случае, как правило, компенсируется качеством и ценой упаковки. Увы, в этом смысле 46-ой рисованный диснеевский мультфильм современным блокбастерам не соперник. И дело не в низких производственных ценностях, нет, «Винни» сделан очень добротно, профессионально и уважительно к первоисточнику. Дело в отсутствии эпичности, наглости, спеси, пафоса и даже, как ни странно, отсутствии излишней сентиментальности! Объективно это неплохие признаки, недаром у анимационной ленты очень хорошая критика (три четверти рецензий американских критиков скорее положительны, чем отрицательны), но коммерческому потенциалу они не добавляют ничего. ![]() А важна ли компании Disney коммерческая отдача от «Медвежонка Винни»? Очевидно, важна, ведь главным мотивом для создания новой ленты стала попытка реабилитировать репутацию торговой марки Винни Пуха после телевизионных экспериментов в ориентированных на дошкольников кукольных и компьютерных сериалах. Создатели «Медвежонка Винни» не скрывают, что задача создать «что-нибудь с медвежонком» была спущена «сверху», и им оставалось лишь выдохнуть с облегчением, когда стало понятно, что «наверху» ожидают не нового эксперимента, а проекта в рамках канона. Это означало использование традиционной рисованной анимации, возвращение Кристофера Робина и верность традициям классических мультфильмов. Кроме прочего, это обернулось исчезновением персонажа Суслика, но это же не страшно, его ведь все равно не было в книге? Первоначально планировалось снять один или несколько среднеметражных мультфильмов, но на каком-то этапе работы было решено «растянуть» историю на полный метр, возможно, чтобы дать ей шанс окупиться самостоятельно. Сейчас, задним числом это решение можно признать роковым. ![]() В современной киноиндустрии опасно делать ставку на дошкольников, потому что сами дети едва ли могут принять решение о походе в кино. Родителям же проще включить ребенку программу, записанную на видеоноситель, чем тащить чадо в кинотеатр. Тем более что с родительской точки зрения новый мультфильм про медвежонка Винни ничем не отличается от тех, что уже стоят на полке. Стоило учесть, что «Медвежонку Винни» светят кассовые сборы в диапазоне от $53 млн (мировые сборы мультфильма «Винни и Слонотоп») до $96 млн (мировые сборы «Приключений Тигрули»). На фоне грандиозных лицензионных отчислений от продаж тематически связанных с Винни-Пухом товаров этими цифрами можно было бы пренебречь. Но, вместо того, чтобы отказаться от полнометражного формата и выпустить уплотнённый мультфильм вместе с «Гномео и Джульетта» или, чем черт не шутит, со вторыми «Тачками», достигнув тем самым максимально широкого круга зрителей, руководство Disney предпочло назначить американскую премьеру «Медвежонка» на дату релиза финальной части саги о Гарри Потере. Результат после пяти недель проката в США — более чем скромные, но, по-видимому, соответствующие амбициям мультфильма, $25 млн кассовых сборов. За пределами Америки ситуация намного хуже — пока лишь $6,5 млн, что говорит о колоссальной недооценке мультфильма. На продажи товаров с Винни-Пухом этот результат вряд ли повлияет, а вот на репутацию традиционной рисованной анимации повлиять очень даже может. Вопрос в зал, каковы шансы на то, что анимационная студия Disney при создании следующего мультфильма выберет рисованный подход, если созданная средствами компьютерной графики сказка «Рапунцель: Запутанная история» собрала во всем мире $585 млн? ![]() Но не спешите отвечать, что эти шансы равны нулю! Всё не так однозначно. «Медвежонок Винни» доказал, что анимационная студия Disney способна создавать недорогие мультфильмы, и секрет их дешевизны в традиционной технологии! Узнать точный производственный бюджет «Рапунцель» не представляется возможным, но слухи о затратах, превышающих $250 млн, звучат отнюдь не фантастично. Не менее $200 млн ушло и на создание «Тачек 2»! Можно с большой долей уверенности сказать, что ни «Рапунцель», ни «Тачки 2» сами по себе пока ещё не окупились (доход от сопутствующих товаров не учитываю). Производство «Медвежонка Винни» обошлось в несколько раз (!) дешевле, что очень выгодно даже со скидкой на скромность постановки, малую продолжительность и помощь подрядчиков. Приходится констатировать, что на сегодняшний день при соизмеримых с компьютерной анимацией производственных ценностях рисованная анимация может обходиться дешевле. Пусть не в разы, но намного! ![]() Кстати, о производственных ценностях. «Медвежонок Винни» при всей своей непритязательности на большом экране смотрится прекрасно — реализация средствами традиционной анимации ему очень к лицу! И, если не ошибаюсь, это первый диснеевский полнометражный рисованный мультфильм, который демонстрируется в России посредством цифровой проекции. Именно так и стоит знакомиться с работой диснеевских художников. Пусть анимационная лента Стивена Андерсона и Дона Холла проигрывает на фоне великих рисованных мультфильмов прошлого, пусть решение о создании этого сиквела было принято исключительно по расчёту, пусть это просто не самое интересное кино, но этот мультфильм у нас есть. И, благодаря российскому офису Disney мы можем увидеть его в кинотеатре, что важно, ведь так или иначе «Винни» войдет в историю. Поклонникам диснеевской анимации не стоит упускать такую исключительно редкую возможность. И всем, кто соберется это сделать, советую дождаться завершения финальных титров мультфильма — на финал создатели приберегли небольшой сюрприз. И, умоляю, покушайте перед сеансом! |