Беседа с Сашей Дороговым

Летом 2006 года гостем форума "Сайта о про-диснеевской анимации" стал Саша Дорогов, легендарный аниматор, один из немногих русских, кому довелось поработать на студии Disney Feature Animation (Флорида) и не просто поработать, а добиться должности ведущего аниматора и принять активное участие в создании известнейших диснеевских мультфильмов ("Мулан", "Лило и Стич", "Братец Медведь" и другие). Саша любезно ответил на множество вопросов заинтересованных участников форума. Это была удивительная удача нашего форума, но чудеса на этом не закончились. В октябре 2006 года мне повезло лично встретиться с Сашей и провести невероятно интересную беседу. Хочу подчеркнуть, именно беседу, так как наше импровизированное "интервью" происходило в домашней раскованной обстановке за чашечкой чая. Отсюда и обилие контекстных пояснений в квадратных скобках. При подготовке этого материала к публикации на сайте я не стал "облагораживать" текст, чтобы сохранить спонтанность общения с глазу на глаз, зато добавил несколько комментариев курсивом. Мнения, высказанные в беседе безусловно частные, а темы, поднятые в разговоре самые разнообразные, в том числе, и личные. В числе прочего я постарался задать таки и те вопросы участников форума, что, по той или иной причине, остались без ответа.



Саша, прежде всего, разрешите мне выразить свое удовольствие от возможности побеседовать с вами!

САША: Мне приятно, что в России есть люди, так серьезно увлекающиеся диснеевской анимацией. С удовольствием отвечу на все вопросы! О чем будем говорить?

Я бы хотел с самого начала начать!

САША: Давайте с начала!

Имею в виду "Союзмультфильм".

САША: Давайте!

Если вы попали туда еще в детстве, то каким же образом?

САША: Хороший, кстати, вопрос! [Большую роль в этом сыграла] моя мама! Лет в семь отец купил мне кинопроектор и две катушки. Восемь миллиметров, наверное, знаете. И, по-моему, первые два фильма были "Шайбу, шайбу" и, вроде бы, "Ну погоди!" … Я был заворожен. Я мог смотреть вечно. Мерцание кадра [создавало впечатление, что] все это дышит, не то, что на телевизоре, хотя и не было тогда еще цветных телевизоров, были лишь черно-белые… Я бредил этим… А у мамы была знакомая, которая работала аниматором. Мама узнала, что [при студии] есть кружок аниматоров. [Знакомая] сказала ей "Давай, приводи!" Наверное, в восемь лет я пришел в этот кружок и уже скоро сделал первую сцену. Я взял кусочек [сцены] свидания. Мужчина с цветами ждет девушку. Смотрит на часы: на свои, на большие, снова на свои. Конечно, для меня большой проблемой был тайминг, но я начал делать анимацию. Потом почувствовал, что чего-то не хватает. Мне показалось, что русская анимация несколько зажата. И вдруг я увидел "Белоснежку". Это был первый фильм, что я увидел у Диснея, и я был в шоке.

Наверное, это целая история? Как можно было в Советском Союзе увидеть "Белоснежку".

САША: На "Союзмультфильме" были просмотры. Насколько я знаю, это были легальные копии. Трофеи. Трофейные копии, которые привезли из Берлина. Я смотрел "Белоснежку", открыв рот. Я понял, что хочу делать ТАКУЮ анимацию. [Я понял,] это была вершина. И я честно никогда не думал, что через много лет это свершится. Представляете, мечта запредельная и вдруг осуществляется… А потом я закончил кружок, закончил курсы, стал работать. Очень помог Саша Давыдов, он меня вел на первых порах.

Значит "Белоснежка" стала идеалом?

САША: Она до сих пор идеал! …Как была, так и осталась для меня идеалом.

Многие американские аниматоры рассказывают, что к занятию анимацией их подтолкнула именно "Белоснежка", но есть такие, кто говорит, что их "подтолкнули" короткометражки Чака Джонса, "Том и Джерри", Багз Банни и так далее. Как вы относитесь к такой анимации?

САША: Очень сильная анимация!

У нас на "Союзмультфильме" показывали эти мультфильмы?

САША: "Том и Джерри" — нет! Пленки не было. Пока не появились видеомагнитофоны — нет. Были пара просмотров [мультфильмов] Чака Джонса, но очень мало. Вообще из не диснеевских аниматоров мой самый любимый — Текс Эйвери. Запредельная фантазия. Он сделал самое смешное из того, что я видел в этой жизни. Это если не брать Диснея. А если брать классику, то, как упоминал уже, самый сильный недиснеевский фильм, который я видел из полнометражных, это Iron Giant. Это хорошее кино. К сожалению, они поскупились на раскрутку этого фильма, и поэтому он… не прогремел, не прозвучал.

Эти короткометражки… Они ведь интереснее диснеевских [короткометражек]?

САША: Да, безусловно!

И, наверное, не случайно многие аниматоры говорили, что диснеевская анимация скучна? Слишком реалистична?

САША: Согласен. А поэтому Дисней и отказался от короткометражек. Не знаю, я же на форуме писал, что смысл всех этих короткометражек был в обкатке молодых аниматоров и молодых режиссеров в основном. Это была его цель. Как таковые они [фильмы] были не нужны ему.

Сейчас на лицо тенденция, когда компьютерная анимация многое заимствует из недиснеевских короткометражек, рисует не людей, а карикатуры. Это правильный путь?

САША: Людей (я имею в виду персонажей с реалистичными пропорциями) рисовать очень скучно. Скучно и смотреть. В этом ведь и ошибся Катценберг. Это его, кстати, была идея делать больше фильмов с [реалистичными] человеческими персонажами. Его работа. Когда он ушел со студии, от этого отказались, потому что это был тупиковый ход. Он с этим пришел на DreamWorks и сделал The Prince of the Egypt. Пошел по тому же принципу. Ситуация [заключается] в том, какие люди руководили аниматорами. Я не рассказывал ситуацию со знаменитым провальным куском "Фантазии 2000". Pomp and Circumstance. Это же Майкл Айснер. Он пришел и рассказал нам, что сидел на выпускном вечере сына (он рассказывал с таким блеском в глазах!) и его осенило — он хочет сделать вот так… Вы знаете сколько раз это переделывали? Он убрал пять или шесть режиссеров, поменял пять или шесть сторибордов. Люди уходили, они не могли работать, потому что это было издевательство (сюжет был притянут).

Это правда, что он хотел показать детей всех диснеевских пар? Жасмин и Аладдин, русалочка Ариэль и принц Эрик…

САША: Да, это было его предложение, но было оно уже тогда, когда он понял, что проект не пошел (а он не шел, там нечего было делать). [Айснер] стал думать, как бы расшевелить художников. Ну, он был хозяин. Вот…

Итак, значит, карикатурный путь — самый верный?

САША: Да, однозначно! Здесь [в России] не знают, что этот тупиковый [реалистичный] диснеевский путь, конечно же, критиковался, но нам спускали сверху, мы не выбирали. Ужасно, когда [на просмотре] сидит жена какого-нибудь чиновника, которая ничего не понимает в кино, и говорит: "А вот Стич там ее покусал, убрать эту сцену! А там, наверное, violence! Убрать тоже!" Мы куски вырезали. Бедный Сандерс… Ведь три кино можно было сделать, запросто! И я такие куски потерял! Из-за того, что они посчитали кусок сделан очень violent. Это профанация, идиотизм, и почему утонула студия, почему "Титаник" пошел вниз? Потому что люди подумали, что они могут рулить. А люди, которые действительно знали кино, не имели права открыть рот. Довольно жестоко…

Я этой темой, конечно же, интересовался и кучу источников смотрел. Возникает ощущение, что самые лучшие диснеевские идеи появились тогда, когда студию [в Калифорнии] убрали из старого анимационного здания и [в 1985 году] перевели в Глендэйл в складские помещения, где оставили в покое. И вплоть до "Короля-Льва" они работали там…

САША: Тоже самое и у нас [во Флориде]. Мы же тоже какое-то время жили в "амбарах". Небольшая деталь. Новая студия [открытая в 1998 году, как благодарность за "Мулан"] уже строилась. Стали строить сразу после "Короля-Льва", а наш "Мулан" уже ничего для них не значил. Они решили после "Короля-Льва" выпускать два кино в год, такая у них была цель. Что мы сделали [в "амбарах"] их не волновало. Они знали, что у них есть состав во Флориде. Причем они же открыли еще студию во Франции. Вот они хотели, чтобы Франция помогала нам…. Деньгами большими запахло, и все [в Голливуде] стали открывать студии и делать фильмы, похожие на "Короля-Льва". Так же как и после "Нимо". Это типично американская манера. Приходишь в магазин, постой у вещи, покрутись… Отойдешь и еще десять человек подойдут. На этой психологии построено отношение к кино.

Если вернуться к "Союзмультфильму"…

САША: Касаясь "Союзмультфильма", хочу сказать, что там мне довелось работать с настоящими профессионалами. В свое время Федор Хитрук сказал, что я "последний из могикан", даром, что такой молодой. Я был на 15-20 лет (а кого и на 30 лет) моложе последнего поколения классических "союзмультфильмовских" аниматоров. Гена Сокольский, Вячеслав Михайлович Котеночкин, Валерий Угаров… Но каким-то образом я дотянул до их классики. Но сейчас нет этой школы, некому передавать опыт. Нам же передавало опыт старое поколение. Тот же Витя Лихачев. Колоссальный аниматор. Если бы он работал на Disney, он был бы равен Марку Хенну, честное слово. Я видел, что он делал, как рисовал.

Говорят, что в начале 90-х как только человек успевал чему-то научиться, он сразу уходил, уезжал за границу. [На его место] приходили новые люди. Опять нулевой уровень. Опять нужно учить.

САША: Как хоккеисты!

Кто-то приводил хороший пример. Если взять тарелку супа, вычерпать половину и залить воды, супа уже не получится.

САША: Точно сказано, к сожалению, в России не хватает аниматоров, потому и нет конкуренции. У меня такое ощущение, что люди [аниматоры в России], грубо говоря, знают, что у режиссера нет выбора, все из-за того, что выбирать не приходится, бери, что есть. Если ввиду нехватки аниматоров, их расхватывают на три-четыре картины, то туда, то сюда… Вот если ситуация изменится и аниматоров будет больше, чем достаточно, вот тогда, я думаю, и вырастет КАЧЕСТВО. Когда ты идешь на Disney, туда люди рвутся, тысяча аниматоров на одно место… А почему? Марка! Когда я в Америке говорю, что я аниматор [со студии] Disney, на меня вот такими глазами смотрят, все знают, что такое аниматор Disney. Говорят "Дайте автограф". Вот, что нужно. Сделать в России свою Марку, с большой буквы. Выучить новое поколение аниматоров с диснеевской школой… Должна быть чёткая, жесткая система без панибратства. Ты пришел на работу, ты должен сидеть и чётко делать [свое дело]. Они ведь (то есть Disney) каждый кадр там выверяют. Чтобы принять сцену, Боже мой, они выжмут из тебя всё. Когда ты отдал всё, как ты думаешь, они говорят "Неееет! Ты можешь лучше". И ты делаешь лучше. Только тогда это будет классное кино. Профессионально сделанное… Но, конечно, за качественную работу надо платить...

Притом, что мы с вами понимаем, насколько серьезное кино делает Disney, здесь в России распространено пренебрежительное отношение к диснеевской анимации. Люди машут рукой и говорят "это детский сад, это несерьезно, не искусство, а макдональдс". Мне интересно, а какое отношение к диснеевской анимации царило на "Союзмультфильме" в советское время?

САША: Абсолютно такое же, как и сейчас. К слову сказать, этот "Макдоналдс" приносит колоссальные сборы — миллионы, а то и миллиарды. Деньги говорят сами за себя, и доказывать что-то кому-то не нужно. К сожалению, отношение к Disney в России не меняется…

Ничего не изменилось?

САША: Нет. Меня [за мое пристрастие] "били" страшно. Меня били, били, били. "Не нужна нам твоя диснеевщина". Я пытался вернуть анимацию 50-х годов, когда были прекрасные фильмы типа "Серой шейки". Люди делали хорошее кино, хорошую анимацию, которую до сих пор приятно смотреть, [ведь] она ласкает глаз. Почему нет-то? Давайте сделаем хорошую классическую анимацию! [Да] не будем мы [реальных] людей обводить. Дисней от этого отказался, и слава Богу!

"Снежная королева" [Льва Атаманова] вполне компромиссный вариант…

САША: Компромиссный, правильно! (Кстати, ведь Disney очень высоко отзывается о "Снежной королеве"!) Давайте ТАКОЕ кино делать!

То есть в 70-е годы вы предлагали снимать такие фильмы.

САША: Предлагал и даже учил людей [делать классическую анимацию]. Я учил на Высших режиссерских [курсах]. У меня (хоть это и не очень скромно) достаточный опыт обучения, как в России, так и в Америке (здесь мой уровень приравнивают к профессорскому). На Disney семь аниматоров — мои бывшие ученики. Давайте сначала научимся делать классическую анимацию, научимся правильно рисовать, а потом уже будете кубизмом заниматься. Авторское кино для особо одаренных аниматоров. Для выражения их личных чувств, а для народа и для бизнеса нужно коммерческое "удобоваримое" кино. Но в те годы они говорили "Нет, мы не хотим".

Но в чем причина такого отношения [к классике]?

САША: Мое мнение, от неумения делать [классику]. От зависти и неумения. Потому что легче сделать, если рисовать, скажем, руку не в том месте, где она должна быть. Все время думать и рисовать пространственно тяжело.

Как же тогда на "Союзмультфильме" появилась идея снять чудесного "Пингвинёнка Ло-ло"?

САША: Это была идея японцев. Японцы сделали заказ.

Они пришли с готовой сценарной заявкой?

САША: Да. Они даже предлагали свой дизайн. Гена Сокольский сказал "Дизайн мы сделаем свой". Он прекрасно с этим справился. Отличный режиссер! (И, между прочим, аниматор экстра класса. Как говорится, "А" с плюсом)

Почему японцы сами не могли нарисовать, ведь у них богатые анимационные традиции.

САША: Хороший вопрос. Какие-то там отношения завязались… Я знаю, что жена одного из высокопоставленных японцев имела русские корни. Видимо это была ее идея.

Может быть, был также какой-то политический смысл?

САША: Был, конечно.

Сразу было решено снимать трехчастевой мультфильм?

САША: Да, они задали хронометраж. Они дали сценарий, музыку, естественно. Гена Сокольский должен был быть по сути техническим режиссером… Но стал действительным и единственным режиссером фильма "Ло-Ло".

А поскольку вы предпочитали диснеевскую манеру…

САША: Да, для меня это был идеальный вариант. Гена выбрал меня лидером [аниматоров], потому что на студии, в то время не было больше никого, кто бы был таким фанатом Диснея. Хотя, конечно, все аниматоры очень любили "Книгу джунглей", для них это был предел качества, не могу сказать о режиссерах.

Тяжело ли далось создание мультфильма.

САША: Я, честно говоря, до сих пор не очень доволен дизайном [персонажей]. Он немного параллелен, симметричен. Было трудновато, так как аниматоры привыкли к стилизованной анимации, а здесь пришлось заниматься почти 3D animation. Нужно было найти по крайней мере пять или шесть аниматоров, которые могли бы это делать. Аниматоры были все хорошие, (как ни крути, а все-таки большие профи, сейчас таких уже нет) просто люди привыкли делать стилизованно-плоскую анимацию.

Как оценили мультфильм?

САША: Фильм понравился [руководству]. Не знаю, сильно ли доволен остался сам режиссер (к слову сказать, Гена — режиссер от природы, он всегда знает, что хочет, я бы его сравнил здесь с Эриком Голдбергом, тот тоже знает, откуда и куда идти). Не скажу, что все были в восторге, не было взрыва, как в случае фильмов Толи Петрова или Юрия Норштейна. Это хорошее крепкое кино коммерческого плана. (Побольше бы таких фильмов Российской анимации!) Японцам фильм очень понравился, просто слюни пускали. Пригласили нас потом в посольство на фуршет.

Не предлагали продолжать сотрудничество?

САША: Я не знаю. После этого фильма я практически… Какой это год был?

1987.

САША: По-моему, я уже начал, как говорится, сворачивать удочки на "Союзмультфильме". ["Союзмультфильм"] начал разваливаться на части, начались склоки страшные, люди стали делить какие-то деньги. Слава Богу, я от всего этого как-то ушел. Мне стали предлагать интересные варианты. Сначала Восточная Германия (пока не рухнула стена — студию закрыли), потом Израиль. В Израиль можно было ехать хоть завтра. Юра Норштейн мне звонил, говорил "Тебя ждут там, хотят иметь как аниматора". Причем на анимации диснеевского плана. Потом Англия и [наконец] в финале оказался Disney. То есть, я мог бы, наверное, уже уехать из России, и, наверное, Disney обошелся бы без меня, но каким-то образом, судьба распорядилась так, что я вытащил именно последнюю рыбу.
И вдруг ни с того ни с сего подъезжает Disney.

Стену сломали в 1989 году. А между 1987 и 1989 годом был Марафон (мультфильм, в котором Александр анимировал Микки Мауса)?

САША: Да. Ко мне приехали Миша Тумеля и Саша Петров. Они от второго выпуска были ребята. Сначала позвонили, сказали, что вот мы знаем, что вы единственный аниматор в Союзе, кто делает диснеевскую анимацию. Сказали, что им нужно сделать кусок, в котором Микки Маус будет как Микки Маус. Так мы и познакомились.

Саша Петров — оскароносец?

САША: Тот самый! Кстати, отличный парень! Они приехали, мы поговорили. Миша говорит: "Денег больших не жди" (тогда я уже работал у себя дома, делал заказы какие-то).

А где снимался фильм? Дома на коленках?

САША: Нет. Я рисовал сцены (мне уже не нужно было снимать, чтобы понять получилась анимация или нет), а Миша возил их в Минск или сюда на Высшие режиссерские курсы. Я помню, что была всего одна поправка, нужно было ускорить движение, а так в основном все было сделано с одного маха.

За чей счет шли съёмки?

САША: По-моему, Миша снимал все сам. Какие-то деньги выделили [Высшие режиссерские] курсы, но немного, так что мы особо не заработали. Миша сказал "Почет и уважение". Это все, что мы получили.

Подпольный любительский проект?

САША: Да.

Но снимался он с целью…

САША: …сделать подарок. Это был красивый жест. Приезжал Рой [Эдвард] Дисней. Говорили, что он приезжал, чтобы рассмотреть возможность создания русского уголка во Флориде. Там в EPCOT центре, есть разные маленькие страны. России нет. Вот он просил, чтобы Россия построила, и обещал... На самом деле там это приносит большие деньги, но он не обещал, что сразу. Никто не согласился. Отказались, так как не хотели ждать столько лет.

Но ["Марафон"] начали снимать до того, как он приехал?

САША: Да… Но приурочили к его приезду. Он мне [позже] рассказывал, что ему рассказали, что покажут мультфильм, и он боялся, это будет уродливо и ужасно, ведь Микки Мауса никогда не делали в России. Он был в шоке, что Микки Маус выглядел как Микки Маус. Фильм до сих пор хранится в его библиотеке. Миша Тумеля молодец… Кстати, его потом Майкл Айснер приглашал в гости на студию в Калифорнию.

… И после визита [Роя] Диснея, буквально через пару лет…

САША: Да, в 90-ом году [диснеевцы] приехали искать рекрутов. Была куча народа, полный зал (встреча проходила в Доме Кино). Набились художники, аниматоры…

Все были в курсе?

САША: Да и был объявлен конкурс. Они не сказали, сколько возьмут, и было жутко страшно, так как это была моя мечта.

Страшно даже Вам?

САША: Конечно, что же я Бог что ли? Страшно, потому что было бы жалко потерять единственный шанс попасть в мою мечту. Я ведь шел к этому конкурсу всю мою жизнь, с первой моей сцены в 8 лет…

Мне интересно, что преобладало в желании людей устроиться в компании Disney. То, что они бредили диснеевской анимацией или ввиду трудной жизни в 1990 году…

САША: Конечно, тогда нельзя было обвинять кого-нибудь в желании иммигрировать, бежать из страны. Ведь это были "темные" времена. И я это знал, как никто другой, так как работал рядом с этими людьми.. Людей было очень много. Со всех студий и были даже приезжие из других городов. Был дан срок, полтора месяца, за которые нужно было собрать свои работы и сделать тесты. Они [диснеевские координаторы] собирали материал и на самолете вывозили туда. Потом, кстати, все вернули. Причем тест я делал вслепую, у меня не было времени снимать, я просто сделал тест и послал, но я был уверен, что это сработает. Я нарисовал — и все! Даже не снимал. Я посмотрел тест уже потом в Америке, после приезда…

Что из себя представлял этот тест?

САША: Нужно было сделать анимацию на 9 секунд, не больше…

Не важно о чем?

САША: Нет, было два задания. Либо тест с Микки Маусом, либо Алиса из "Алисы в Стране чудес". Второй вариант был предусмотрен для тех, кто предпочитал рисовать реалистичных человеческих персонажей… Ну, значит, я делал тест с Микки Маусом… Была дана определенная ситуация. Микки стоит в кадре, и с левой стороны [кадра] появляются руки с тортом (у него был день рождения). И Микки должен был как-то отреагировать: что там в коробке, открывает ли он ее? Фантазия бесконечна, что хочешь делай [с этой ситуацией], но можно было уложиться лишь в девять секунд. Они смотрели на качество анимации, на похожесть Микки Мауса, смотрели на стиль (очень важно было соблюсти диснеевский почерк), чувство веса и многое другое… Рисунок опять же…

А само действие?

САША: Само действие, естественно, об этом я даже не говорю!

То есть, если один нарисует удовлетворительно, но изобразит невероятный гэг, а кто-то нарисует великолепно, но покажет скучное действие, то предпочтут первого?

САША: Нет, ну почему… Для примера я скажу, Милт Кал делал скучные сцены, но они технически идеальны, они очень тонкие. [В тесте] можно было сыграть либо в одну, либо в другую сторону. Кстати, существует два типа анимации: широкая и тонкая, broad и subtle. Все [диснеевские] большие фильмы делались исключительно в subtle технике анимации, так как зритель "не вытягивает" больше десяти минут broad анимации, начинает уставать. Кстати, поэтому и Дон Блюс провалился. Он взял за основу broad анимацию, и стал делать [так называемую] широкую анимацию в больших фильмах. Буквально, через десять минут [беспорядочное] мелькание, широкие жесты начинают утомлять.
Итак, через пару месяцев обещали объявить результаты. И, как это всегда [со мной] случается,a это случилось на мой день рождения. В 9 или 10 часов вечера звонок. [На проводе] Елена Курдина, координатор [конкурса]: "Я вас поздравляю, вы победитель!" Я был в эйфории. Представляю, сколько у меня сразу появилось завистников… Тем не менее объявили, что через два-три месяца приедет агент. И приехал. Из Франции, из французского филиала. Тогда еще не было студии?

Они открыли ее в 1989 году, взяв за основу студию братьев Бриззи.

САША: Вот, вот! Приехал этот товарищ. И привез нам премию за победу полторы тысячи долларов. Бешеные деньги были по тем временам. Целая пачка. И после этого… все заглохло. Курдина звонила, говорила "думают", а потом позвонила [и сказала] "По-моему, ничего не случится". Тоже было на день рождения, только уже не на мой, а моей жены. Проходит месяцев пять, и опять звонок: "Все состоится, приезжает директор флоридской студии". А я и не знал такой студии! Все знали Калифорнию, а что за Флоридская студия? А приехал Макс [Ховард] и сказал "Ребята, вы нам очень нужны, у нас молодая студия, состав небольшой, но мы будем делать БОЛЬШОЕ кино!". У него были материалы о студии, показал кассету с Trail Mix-Up. Снова наступила эйфория, но и страх в то же время, потому что [Макс] поставил жесткое условие — нужно обязательно научиться говорить по-английски. А до этого по-английски не говорил ни слова! В школе учил немецкий, да и то много лет назад. Стал учить, а они звонили и разговаривали со мной на английском, говорили простые вещи, проверяя меня, но все равно было тяжко! Потом мне позвонил Фрэнк Глэдстоун, глава тренинга, сказав, что наши визы готовятся. Просил еще подождать.

Вы уже знали тогда, что выбрали не только Вас?

САША: Да, знал… Через месяц пришел факс: "ваша виза в посольстве" и специальное приглашение, чтобы я не стоял в очереди. Началась суматоха, ведь я никуда до этого не ездил. Я срочно сделал паспорт и получил въездную визу. Женщина, что выдавала визу, сказала: "А вы знаете, что такая виза только у вас и у Горбачева?" Потом мне пришлось выбивать выездную визу, но все получилось. Мне дали какие-то специальные билеты. Тот день — 4 ноября 1992 года — я запомнил, потому что в тот день Клинтон выиграл президентские выборы.

Как же Вас встретила Америка? Какие были первые впечатления?

САША: Колоссальные впечатления! Во-первых, очень тепло. В ноябре больше 20 градусов, все время солнце! Я щурил глаза, такое все было белое. И ни пылинки, садись в белых штанах на дорогу и не испачкаешься. Все как на картинке! А необыкновенный запах! Вынимал свои вещи — они по сравнению с ним пахли ужасно! Сейчас я, конечно, привык [к запаху Америки], но все равно чувствую каждый раз, когда приезжаю.

Каждая страна пахнет по-своему?

САША: Абсолютно! И все очень polite (благовоспитаны). Тут люди хамят, там нигде нет такого. Конечно, если кому-то надоел, то бывает, но просто так на улице — нет.

Вам показали Диснейленд?

САША: Это было как работа! Три дня мы вставали в семь утра и возвращались в [номер] в одиннадцать. Я просто падал. Водили, показывали… [На четвертый день] была orientation, где нам дали гидов, которые рассказывали про историю, систему и цели компании, а также про все диснеевские традиции. А потом началась серьезная учеба. К нам приставили профессора из Калифорнии, чтобы нас "дотягивать" технически. Пришлось сделать шесть или семь тестов, каждый следующий сложнее предыдущего, с расчетом, чтобы в финале мы стали готовы к нормальной работе.

И все это было для вас четверых?

САША: Конечно. Бранко Миханович, Дарко Чезар, Сергей Кушнарёв, ну и конечно ваш покорный слуга. Если честно, то с Кушнарёвым у меня не сошлись отношения, (мы просто были разные люди, с разным темпераментом) несмотря на то, что нас объединял русский язык. [Из нашей группы] до сих пор общаюсь с Михановичем. Он самый молодой среди нас и просто отличный парень! С Дарко тоже [общаемся], а Сергей ушел из Disney, он сейчас живет и работает в Калифорнии на DreamWorks.

Итак, вас, как говорится, "быстро натаскали".

САША: Они знали, что мы профессиональные аниматоры, поэтому просто довели до уровня. Потом наши тесты смотрели в Калифорнии. Смотрели асы: Глен Кин, Андреас [Дежа], Рубен Акино… Всем четверым дали ответ: "You are hired!" ("Вы наняты!"). Нас взяли в эксперимент на полгода. Очень боялись, потянем ли? Тут ведь проблемы с английским, стиль жизни…

Да и просто адаптация к американской жизни! Тут страна тотального дефицита, коммунистические митинги, другой менталитет.

САША: Жутко тяжело было. И самая большая трудность заключалась в том, что мы были отрезаны от [нормального] общения. Нас ведь привезли без жен. Мне помогал и стал самым близким Саша Купершмидт. Он хотя бы по-русски говорил. А больше никого не было. Все. Через три месяца привезли жену…Это было такое условие — если кто-то не потянет, зачем заранее вести жену?

Если рассуждать цинично, то это совершенно правильно!

САША: Безусловно. Но, тем не менее, адаптация все равно заняла годы…

Когда привезли жен, начали адаптироваться жены!

САША: В итоге самым адаптивным оказался сын! Для него все это было не проблема!

У меня есть может быть не очень серьезный вопрос…

САША: Да ради Бога!

Перед [вашей] поездкой ведь только-только рухнул "железный занавес". Конечно, посыпались пиратские видеокассеты, но, прилетев, в Америку вы ведь еще не видели ни "Красавицу и Чудовище", ни "Аладдина"…Знали Диснея по старой школе. [Что вы испытали], когда в первый раз увидели современный мультфильм в кинотеатре, со стереозвуком?

САША: Я скажу, был шок! Даже с не сильным пониманием английского языка фильмы с экрана производили впечатление убийственное! Это кино, это не мультики. Disney очень сильно теряет, когда его смотрят на видео или DVD (да еще не на родном, не на английском языке, с измененными репликами, и тоном фильма). У меня дома стоит телевизор [с диагональю] 82 дюйма и все равно не "тянет".

Ноябрь 1992 года — это время выхода "Аладдина".

САША: Да! Я как раз попал на wrap party (вечеринку по поводу завершения). Там актеры Диснейленда, одетые в костюмы героев мультфильма, шампанское, презентация, разговоры, все в смокингах… Было очень весело. Люди гордились проектом, и, когда закончился показ, на финальных титрах встречали свои имена и названия отделов крикам, свистом, овациями. Ощущение дома, семьи. На вечеринке я впервые увидел Купершмидта, он женился тогда, и его не было на студии.

[Вы попали] с корабля на бал… А потом начались трудовые будни?

САША: Да, Хендел Батой взял нас к себе, и мы стали работать над китами (речь о сегменте "Pines of Rome" "Фантазии 2000"). Мы сделали их анимацию вручную, а потом [компьютерные аниматоры] подгоняли модели под наши рисунки.

Я так понимаю, что они использовали вашу грубую анимацию, без прорисовки.

САША: Да, rough animation как образец.

Тогда боялись использовать компьютерную анимацию без поддержки рисованной?

САША: Боялись. Она [компьютерная анимация] до сих пор [иногда] получается слишком текучей. Как под водой. Нет в ней спонтанности.

А вообще в этом эпизоде (Pines of Rome) компьютерной графики [как таковой] не так уж и много. Фоны — рисованные, чайки — рисованные, брызги — рисованные.

САША: Чайки, между прочим, тоже мои. Очень тяжело, кстати. Требовалось, чтобы они летали не хаотично, а массой.

Когда Батой приехал, он сказал, что мультфильм [над которым вы будете работать] будет полнометражным, что это будет "Фантазия"?

САША: Да, сказал однозначно, мы будем снимать "Фантазию". В принципе [новая] "Фантазия" должна была сниматься всего два года, но так получилось, что она стала "бесконечной". Делали вплоть до 2000-го года… Слишком долго.

Они хотели взять половину старых эпизодов.

САША: Да, и добавить несколько новых. Дополнить. [Но] появлялись идеи, тот же [Эрик] Голдберг вынашивал идею мультфильма про фламинго. Ему дали возможность реализовать этот кусок и вставить в "Фантазию".

Но вы занимались только Pines of Rome? Сколько это продолжалось?

САША: Полгода, если не больше. Но они [все равно] были поражены, как мы быстро все сделали. Они бы делали в два раза дольше.

А после "Фантазии" "Покахонтас"?

САША: "ПокахАнтас"! [Я] рисовал англичан и индейцев. Это был калифорнийский проект, нам давали то, что считали нужным. Потом в "Мулан" уже мы давали им делать то, что считали нужным! То, что нравилось нам, мы делали сами! Отквитались!

Интересный момент, что индейцев рисовали очень реалистичными. Там же сплошной ротоскоп?

САША: Да, хотя и сильно переработанный [ротоскоп]. Кстати, Глен [Кин] всегда работает с ротоскопом. Правда, так как он с ним работает, не работает больше никто! Он не оставляет [от исходника] практически ничего, но за основу механики движения он берет ротоскоп. Это его вдохновляет.

С другой стороны, англичане, которые…

САША: Ой, там сильно разваливается стиль….

… в основном, как со страниц [журнала] "Крокодила" сошли. Не возмущал тот момент, что англичане показаны смешными, а индейцы серьезными?

САША: Никому в голову даже не приходило. Как ни странно, корень этой разношерстности кроется в том, что англичан дали разрабатывать человеку, специализирующемуся на карикатурном изображении. Индейцы были под рукой Глена.

Были запоминающиеся сцены?

САША: Мне запомнилась сцена Глена, где Покахантас пробегает между деревьев и ныряет в воду. В карандаше это смотрелось очень сильно и, в принципе, красиво смотрится и в цифре, но все равно фильм скучный.

А из вашей анимации?

САША: Смерть Кокума. Весь кусок, где он нападает, его убивают, уносят…

У Кокума был свой аниматор, Майкл Седено.

САША: Благодаря Эрику [Голдбергу] кусок дали мне. Кстати, Эрик, по моему мнению, лучший режиссер, может быть во всем мире. Это человек, который знает, чего он хочет. Другие, с кем я работал на Disney, не знают, они каждый раз меняют свое мнение: "Может попробовать так? А может так?" "Так что ты хочешь? Скажи!". Эрик всегда был уверен в том, что хочет.

Перед смертью у Кокума была схватка с Джоном Смитом. Шикарно снято, это ротоскоп?

САША: Да весь "Покахантас" в ротоскопе. Весь, целиком от и до! Вообще, только флоридские проекты были почти без ротоскопа, а тамошние [калифорнийские] все ротоскопные. Я горжусь, что наши ребята могли обойтись без [ротоскопа]. Хотя на "Brother Bear" многие [аниматоры], кто братьев делал, снимали себя на видео.

А как использовался ротоскоп? Например, в "Покахантас" вам привозили записи?

САША: Они снимали в Калифорнии. Ставили актеров в зале со специальной [координатной] сеткой, белой с черным. Снимали точно в том ракурсе, как это будет на экране. Ну там уровень горизонта, расстояние…Снимали актеров со скоростью 24 кадра в секунду, а потом каждый третий кадр распечатывали на листе и отдавали аниматорам. Дальше аниматор делал так, как считал нужным, хотя настаивалось на близости [к распечатанному образцу].

На эту тему есть вопрос [на форуме].

САША: Володя спрашивает?

Да, Владимир Никитин: "Саша, хочу вот спросить Вас про такую вещь, как live action reference".

САША: В принципе Калифорния подходит к этому очень лояльно. Достаточно взглянуть на "Спящую красавицу", чтобы понять, что Disney и раньше очень этим пользовался.

Читать продолжение беседы...

Комментарии ()
Другие интервью