«Анастасия»:

«Принцесса и лягушка»:

21 марта 2019
Два фильма

Мне было курьёзно обнаружить удивительную связь между двумя очень разными про-диснеевскими мультфильмами. Основное действие «Принцессы и Лягушки» и «Анастасии» разворачивается практически в одно и то же время (1926 год), а главные героини — ровесницы. Осознав это, легко увидеть, что у неочевидной пары фильмов на удивление много общего, а значит их уместно сравнивать по целому множеству категорий! Я это дело очень люблю, ведь, как известно, всё познаётся в сравнении!

Честно говоря, ранее я всегда пытался сравнивать «Анастасию» с «Геркулесом», потому что они вышли в один год. И ничего путного у меня из этого никогда не получалось, ведь с «Геркулесом» «Анастасия» может соревноваться в лучшем случае в музыкальных категориях, в остальном же диснеевский блокбастер недосягаем. Его превосходство никак не помогает мне осознать достоинства «Анастасии». Совсем другое сравнивать мультфильм Дона Блата с милым, но рыхлым и неровным диснеевским мультфильмом Джона Маскера и Рона Клеменца, созданным на наскоро организованной базе. Идеальный противник! Пусть и не во всех номинациях. Так, в частности, сравнивать юмористическую составляющую мультфильмов бессмысленно, так как уровень комедии в них различается в разы. Итак, я выбрал семь уместных номинаций и расставил оценки!

Сюжет

В этой номинации я бы отдал предпочтение «Анастасии», история которой, несмотря на скомканное начало, предельно понятна и ясна. В «ПиЛ» всё сложно. Во-первых, трудно понять, чего хочет главный злодей. Во-вторых, есть вопросы к второстепенным персонажам. Но, главное, героиня слишком много времени проводит в образе лягушки, успеваешь заскучать.

Анимация

Нескольких лет перерыва в создании рисованной анимации оказалось достаточно, чтобы для создания «ПиЛ» пришлось заново создавать всю инфраструктуру, при этом в целях экономии многие процессы были переданы субподрядчикам. Вот почему, несмотря на звёздную команду аниматоров, анимация в «ПиЛ» не выглядит безупречной. Но даже с таким уровнем мультфильм оживлён куда лучше, чем «Анастасия». Дон Блат не мог себе позволить кадры диснеевского калибра, да и не имел достаточного времени для достижения совершенства. В результате персонажи «Анастасии» играют шаблонно и слишком размашисто, а уровень прорисовки невысокий. Корону за анимацию получает «Принцесса и Лягушка». Кстати, не удивительно ли, что бразильский аниматор Сандро Клюзо умудрился поработать над анимацией обоих мультфильмов! В «Анастасии» он в основном анимировал титульную героиню, а в «ПиЛ» руководил анимацией братьев Феннер и занимался фальшивым Навином.

Песни

Я понимаю, чем руководствовались продюсеры «ПиЛ», когда задачу создания музыки поручили Рэнди Ньюману, а не Алану Менкену, но полюбить его песни всей душой не могу. И дело даже не в музыке, а в текстах, лишённых концентрированной идеи. Так, о чём поёт мама Одди («Пойди, найди ответы»), я не улавливаю, совершенно. Песни «Анастасии» хорошо вплетены в сюжет, а звучат мощно и пронзительно. Лучшая в этой номинации — «Анастасия».

Злодей

Заключивший сделку с потусторонними силами Фасилье и продавший душу Дьяволу Григорий Распутин, пожалуй, в равной степени запоминающиеся и харизматичные гады. Но Фасилье более загадочный и непостижимый, а потому — более страшный. Конечно, многие кадры с Распутиным в Чистилище чудовищны, но нарочитая одиозность персонажа, его карикатурное шутовство обесценивают пугающий эффект. Распутин умудрился извести всю семью княжны Анастасии, но его козни в отношению взрослой Анастасии неэффективны до беспомощности. К слову, уместно сравнить оруженосцев злодеев, благо ими наделены оба. У Распутина на посылках летучая мышь Барток, обаятельный и почти положительный персонаж, лучик здравого смысла или, если хотите, совести Распутина. Оруженосцем Фасилье выступает его собственная тень, которая делает персонаж даже более странным, чем он есть. Балл «Лягушке».

Костюмы

Обычно в категории качества костюмов мультфильмы не оценивают. Но тут особый случай. И «Анастасия», и «ПиЛ« подошли к дизайну одежды персонажей исключительно серьёзно. И это ещё одна их общая черта! «Анастасия», кажется, вообще была первым мультфильмом, в команду создателей которого наняли профессиональных художников по костюмам. И хотя обе ленты преуспели в решении задачи, на мой взгляд, «Анастасия» продвинулась чуть-чуть далее. Возможно, потому что в свете преобладания человеческих персонажей, нуждалась в хороших костюмах гораздо больше, чем «ПиЛ». Снова балл «Анастасии».

Работа художника

Проблема визуального ряда «Анастасии», на мой взгляд, в том, что мультфильм выглядит проще и скромнее, чем есть на самом деле. Завидное разнообразие мест действия, невероятное обилие деталей в каждом кадре, сцены с участием большого числа статистов — всё это должно по идее производить впечатление колоссального по масштабу исторического фильма. Но буквальность всего, что есть в кадре, ужесточает спрос с картины. Как раз потому, что, за исключением Чистилища, всё выглядит обычно, почти как в жизни! И это было бы нормально, если бы мультфильм не провалил полностью задачу бесшовного совмещения рисованной анимации с реквизитом и декорациями, визуализированными средствами компьютерной графики. «Принцесса и лягушка», в визуальном ряде которой хватает компромиссов и недорогих приёмов, в целом выглядит более эффектно и небанально. Выигрыш в номинации за диснеевским мультфильмом! «Анастасия», впрочем, заслуживает комплимента за эпичность — у анимационной ленты Дона Блата масса причин для просмотра именно на большом экране. Жаль, что лично мне этого испытать не удалось — видел лишь рекламный ролик перед сеансом «Титаника» весной 1998 года.

Любопытно, что в обоих мультфильмах есть нарочито стилизованные музыкальные номера. В «Анастасии» герои гуляют по Парижу, изображённому в импрессионистской технике Винсента Ван Гога. А в «ПиЛ» мы видим визуализацию мечты Тианы в стиле работ Аарона Дугласа, проповедника Гарлемского ренессанса. Но если ресторан Тианы выглядит опережающим свою эпоху (что логично, ведь Тиана мечтает о будущем), то Ван Гог в 1920-х должен был восприниматься как ретро — художник творил в 1880-х годах. Отдельно замечу, что селовые персонажи классической анимации со стилем Ван Гога сочетаются неважно.

Главная героиня

В этой номинации надо оговориться о критериях оценки. С точки зрения личных качеств и Тиана, и Анастасия сильные и целеустремлённые девушки, способные за себя постоять и повлиять на развитие сюжета своего мультфильма. Но вызовы, с которыми они сталкиваются, слишком разные, чтобы ставить оценки героиням, исходя из их успехов в сюжете. Поэтому я сравниваю их больше по впечатлению, которое героиня производит на зрителя. И тут выигрывает Анастасия как более жизнерадостный человек, чем несколько занудная Тиана.

Явного победителя в этом соревновании нет — у каждого из мультфильмов есть свои сильные стороны, вес которых для каждого зрителя свой. Лично я и «Принцессу и лягушку», и «Анастасию» пересматриваю редко, но всё-таки пересматриваю и часто открываю в них что-то новое для себя.

Комментарии ()