Предыдущая
Следующая
64. «Просто кошмар и жуть»
Оригинальное название: «Ducky Horror Picture Show»
Премьерный показ: 31 декабря 1987 года.
Режиссёр: Терренс Харрисон.
Персонажи: Скрудж Макдак, Билли-Вилли-Дилли, Дакворт, Клювдия.
Запоминающаяся цитата: «Выгнать монстров из дома мне просто не по карману!»
Оценка:

Рассчитывая на быстрый доход и не осознавая что делает, Скрудж Макдак приглашает пожить в своём особняке настоящих монстров, известных по классическим фильмам ужасов. Вместе с собой необычные гости несут хаос и беспокойство, заставляя Макдака усомниться в своей собственной деловой хватке.

Сюжет эпизода характерен поверхностной концепцией (high-concept), что подразумевает простую формулу в его основе. В данном случае формулу, многократно использованную в сериале: «что если утки найдут легендарный артефакт/посетят легендарное место/встретятся с легендарной личностью?». Услышав слова «формула» и «многократно» впору напрячься, хотя всё не так однозначно. Сама-то формула очень даже небезнадёжна! При должном везении она оборачивалась незабываемыми утиными историями вроде эпизода «Загадки Бермудского треугольника». Или служила поводом для раскрытия одного из постоянных героев сериала, как это случилось в эпизоде «Сэр Винт Разболтайло». Увы, гораздо чаще суть формулы — это единственное, что запоминается после просмотра, потому что реальной истории в них и с огнём не находится.

Эпизод «Просто кошмар и жуть» как раз из последних. В нём нет интересного злодея, мало истории и о постоянных персонажах мы ничего нового не узнаём. Есть затянутые сборы участников ежегодного слёта монстров, множество стереотипных шуток и необычный, даже кажущийся абсурдным, повод для конфликта — монстры осознают, что их плохая репутация обусловлена кинофильмами и требуют их запрета. Возможно, на протесте монстров и стоило бы сосредоточиться поподробнее, но, нет, сценарист Ричард Мервин и, судя по упоминанию в титрах, пришедшие ему на помощь редакторы сериала Тед Энасти и Пэтси Кэмерон посчитали важным уделить внимание каждому легендарному монстру, а конфликт упоминают и разрешают мимоходом. Мол монстрам не стоит переживать за свою репутацию, так как, благодаря ужастикам, у них много поклонников среди детей (эту идею я обсуждать не стану).

Возможно, на моё отношение к мультфильму влияет ещё и убеждение, что классические монстры из культовых фильмов-ужастиков компании Universal и их проблемы не очень-то вяжутся с самой сутью «Утиных историй» и интересами Скруджа. Для сценаристов это не проблема. В утиной вселенной они способны обнаружить любое из известных культурных явлений реального мира, а Скруджа всегда можно увлечь подходящим направлением бизнеса, в данном случае, кинопрокатом (отельный бизнес, как мы помним, ему тоже не чужд, хотя «Отель Стрэндждак» я всегда воспринимал как мультфильм вне сериала). Дальше даже не нужно выдумывать персонажей, ведь есть каноничные кинообразы. В 1930-х годах фильмы «Дракула», «Франкенштейн» и «Мумия» стали отправной точкой для нескольких [порой] пересекающихся киноциклов и оказали значительное влияние на становление жанра. В 1960-х годах они вновь стали актуальны, уже благодаря телевидению. Характерно, что Скрудж и племянники знают монстров также по их кинообразам, то есть в «Утиных историях» обнаруживаются не монстры из первоисточников (книг и легенд), а именно персонажи из цикла ужастиков Universal. Разумеется, в адаптированном виде — большую часть монстров сделали утками и изменили имена. Утка-оборотень? Почему бы и нет!

Кстати, учитывая тему сбора в одном месте группы классических монстров, было бы любопытно найти хоть какую-то связь между эпизодом и известным анимационным циклом «Монстры на каникулах» («Hotel Transylvania»). Но свидетельств подобной связи я не вижу.

Идея сбора всех классических киномонстров эксплуатировалась и ранее. Не претендуя на хорошее знание вопроса, упомяну лишь пример кукольного полнометражного мультфильма «Сумасшедшая вечеринка чудовищ» («Mad Monster Party?») компании Rankin/Bass Productions, ещё в 1967 году представившего весь набор монстров, можно сказать, в «золотом» составе (плюс доктор Джекил) и каноничном виде. Создателям «Монстров на каникулах» было где искать вдохновение помимо «Утиных историй».

Неплохим шансом для мультфильма могла бы стать незаурядная постановка. Если бы, например, удалось показать монстров одновременно и пугающими, и страдающими. Получилось пресно и беззубо, да и в притеснения этих существ что-то не верится. Монстры упоминают, что даже рады поводу посчитать себя ущемлёнными! Мол, наконец-то, они собираются не просто развлечься, а ещё и побороться за свои права. Мультфильм не смог даже в полной мере воспользоваться возможностями анимации для изображения превращений оборотня. Хотя, отдельные визуальные находки достойны упоминания. Например, мне было довольно забавно видеть, что у каждого из монстров есть почтовый ящик, тем более, что это хорошо стыкуется с наличием почтового ящика у Магики («В поисках пропавшей арфы»).

Допускаю, что сценаристы получили удовольствие от работы над этим эпизодом, пока наполняли его отсылками и шутками, но для меня как зрителя это мультфильм на три балла, не выше... Впрочем, мой интерес к «Утиным историям» простирается за пределы обычного просмотра. Поэтому даже проходной эпизод может быть интересным какой-либо деталью. «Просто кошмар и жуть» заставляет меня вновь обратить внимание на монтажные склейки в виде шторок. В тайваньских эпизодах они, как правило, не так разнообразны, как в эпизодах от TMS. Но вот, ни с того, ни с сего, я вижу шторки, стилизованные под стекающую жидкость. Ну, здорово же!

Комментарии ()