Подходя к написанию этой рецензии, не могу не заметить, что у каждого поколения своя Алиса Селезнёва.
Непоседа, способная разрешить тайны, неподвластные лучшим умам Галактики, и, одновременно, маленькая, верящая в сказки, девочка шестидесятников.
Конфетная блондинка из мультфильма «Тайна третье планеты» для тех, чьё детство пришлось на золотые семидесятые.
Девочка – видение, настоящая Гостья из будущего, за один взгляд, улыбку которой дети восьмидесятых готовы отдать полмира.
Какой же стала Алиса в начале нового тысячелетия?
Правильно, новой. Другой.
Той, что показана в очередной (и надеюсь не последней) серии «алисониады» - полнометражном отечественном мультфильме «День рождения Алисы».
Давайте сразу определимся, что мультфильм мне понравился. Хотя нет, «понравился» - слишком неопределенная оценка.
Быть может, это будет выглядеть как препарирование операционным скальпелем, но не могу остановиться на сильных и слабых сторонах этого, безусловно, неплохого образчика отечественной анимации.
Прежде всего скажу о выбранном авторами стиле. А знаете, мне понравилось! Ещё чуть-чуть бы размаху, что называется, «жирку» и было бы вообще классно. Нет, мне не претит диснеевская полнометражная мультипликация (которой я довольно горячий поклонник), но до той поры, пока отечественная анимация не наберет сил, сравнимых с диснеевским, стараться переплюнуть «мышиную» студию глупо.
В мультфильме есть достойные находки. Например, неплохо обыграно распространение космической чумы по Колеиде. Как показать ребенку смерть? А массовую смерть? Причем, показать так, что не напугать, не вызвать чувства отторжения мультфильма? Авторы, на мой взгляд, довольно оригинально справились с этой задачей.
С одной стороны, ребёнок, который хотя бы раз играл в приставочные/компьютерные игры (а на более младший возраст мультфильм и не рассчитывает
), поймёт, что злые чумно-космические червяки лишают бедных человечков жизни. Вместе с тем, массовая гибель людей в результате заражения планеты космической чумой, не несёт ненужного для детского мультфильма излишнего драматизма.
Безусловно, хочу отметить песенную составляющую мультфильма. Замечательные мелодии, запоминающиеся слова, в итоге – так и ложащиеся на душу песни. Эти песенки можно петь и в кампании, и соло, и человеку с выдающимися голосовыми данными и тем, кого медведь не пощадил и станцевал чечетку на ушах. Браво!
Кстати, хочу отметить, что песни из «Дня рождения Алисы» (ИМХО, это очень-очень-очень хорошо!) ассоциируются не только с мультфильмом, но и такими важными событиями в жизни любого ребёнка, как каникулы, день рождения и проч. Не знаю, пошли ли авторы мультфильма на это осознанно или нет, но, ИМХО, сам мультфильм от этого только выиграл. Почему? По-моему, хорошая мультяшная песенка становится по-настоящему популярной тогда (и только тогда!), когда народ начинает петь её не столько в связи с сюжетом фильма, а связывая песню со свое жизнью, вкладывая второй, а то и третий смысл. Почему так популярна песенка Водяного из мультфильма «Летучий корабль»? Потому, что народ поёт её уж не как песню мифического водного существа, а как своеобразный гимн диссидента
.
Про озвучку. (бойтесь и трепещите! (с)
).
Вот тут, на мой взгляд, авторам есть над чем ещё подумать. Да, в озвучивании мультфильма принимали участие такие «монстры актерской профессии», как Алексей Колган и Евгений Стычкин. Но, к сожалению, работу этих мастеров не могу оценить, как положительную. Что нового предложил Алексей Колган? Очередного Шрэка – работу ювелирную, но увы, не содержащую в себе изюминки, новизны. Просто в порядке фантазии, почему бы не придать Громозеке национальные (в хорошем смысле) черты. Согласитесь, намного интереснее бы смотрелся Громозека а-ля грузин (и характер по широте подходящий, и, кстати говоря, есть иллюстрации Мигунова, на которых Громозека одет в черкеску и костюм с газырями). Скажете, иностранный зритель не поймет этих нюансов? Помилуйте, господа, «День рождения Алисы» - РОССИЙСКИЙ мультфильм, со всеми вытекающими.
Ещё больше претензий к актерской работе Евгения. Да, его РРРР получился немного капризным, «высоколобым», но каким-то бездушным, словно говорящим слова не от души, а потому, что так надо. ИМХО, такой РРРР не очень подходит в напарники для спасения от космической чумы целой планеты.
Скажем пару слов об озвучке Н. Гусевой (Мурашкевич). Хотите – пинайте меня ногами, хотите – нет, но мне понравился этот эксперимент. Да, местами шероховатый, местами наивный, но, тем не менее, положительный результат – налицо. Приходилось читать в Интернете отрицательные отзывы на то, как Наталья озвучивает свою героиню – строгого капитана космического корабля. Между тем, по моему мнению, имеющиеся претензии относятся больше не к непосредственной озвучке (напомню, что Наталья – НЕ профессиональная актриса), а тому, как режиссер поставил перед актрисой задачу.
Скажу даже больше: на мой взгляд, Наталья замечательно справилась со своей задачей – привлечь к мультфильму внимание «алисоманов» - восьмидесятников. Честь ей и хвала!
На что, по моему мнению, авторам стоит обратить особое внимание.
Во-первых, нужно чуточку более тщательно прорабатывать эмоциональные акценты. О чём я? Вот пример:
В начале мультфильма, когда Громозека собирается отправиться в школу, где учится Алиса, и уговорить учительницу отпустить девочку на Колеиду, Алиса просит своего друга не ходить в школу, потому что учительница не любит всяких мыш, крыс, пауков (при этом, девочка красноречиво крутит пальцем у виска). Между прочим, в Булычева эта сцена решена не как: «глупая училка боится мышей», а как «комичный Громозека не понимает, какое впечатление он производит на окружающих своим внешним видом». Отличия совсем небольшие, а разница довольно значительна. Просто потому, что общество, в котором есть не учителя, а «училки», не может быть сильным.
Дальше.
Чуточку не понравилось некоторая «избранность» Алисы - в том смысле, что не было особой нужды показывать, как девочка проходит в Космозоо тогда, когда туда не может попасть целая толпа страждущих. Это мелочь, но неприятная. Сила образа Алисы Селезнёвой в том, что она такая же, как все. Не Избранная, не обладающая суперсилой (или суперзнакомствами
), а точно такая же, как соседская девчонка – подруга по дворовым играм.
И последнее.
Очень хотелось бы пожелать студии чуточку больше денег. Да, звучит это отвратительно, но… Всё-таки, сегодня на дворе двадцать первый век и несколько примитивная мультипликация в полнометражном анимационном фильме смотрится не совсем так, как хотелось бы… Как достойны этого Кир Булычев и Алиса Селезнёва.
Итог: на мой, совершенно субъективный взгляд, «День рождения Алисы» - это первый правильный шаг в нелегком деле возрождения отечественной анимации. Да, «Союзмультфильм» мёртв. Но ведь это не повод сложить руки и вообще ничего не делать.
Да, «День рождения Алисы» ещё далек от идеала. Скажем так, для конца восьмидесятых годов (в стилистике которых, ИМХО, решено графическое пространство «Дня рождения Алисы») этот мультфильм стал бы новым словом в отечественной мультипликации.
Сегодня же, слишком высоко поднята планка качества полнометражных мультфильмов…
А может быть, «День рождения Алисы» нужно смотреть в детстве…