По нашему форуму разбросаны сканы и фотографии (или ссылки на сканы и фотографии
) художественных материалов, напрямую использовавшихся при создании советских мультфильмов или пригодившихся в рамках творческих поисков. Подчас речь о настоящих раритетах! В принципе неплохо иметь тему, где можно было бы копить хотя бы часть всего этого, так что используйте, если будет желание
Но только не ради собственно коллекционирования (а то получится завал из всего подряд!), а ради просвещения, что ли
Ну, то есть, было бы, наверное, правильно при выкладывании чего-либо в двух словах объяснить, почему эта вещь вас зацепила так или иначе?
Тему я создал по случаю посещения уже
давно анонсированной у нас выставки "
Нереальные герои", которая будет работать ещё на протяжении нескольких недель. Думаю, многие также её уже посетили, а остальным я советую на ней побывать, если есть возможность. Лично мне было интересно
Я решил выложить хотя бы несколько фоток для понимания, что там собственно на выставке? И поскольку мне хотелось прокомментировать их, решил создать целую тему, в рамках которой говорить о выставке будет вполне уместно.
Центральное место в экспозиции "Нереальных героев" заняли куклы "Союзмультфильма". Единственное, что меня в них удивляет - это разнообразие использовавшихся материалов и разброс в размерах. Некоторые куклы ОГРОМНЫЕ, а некоторые крошечные. Вот эти, например, совсем небольшие:
Но удивляет, не значит, что интересует. Большинство кукол, честно говоря, уродливые на мой вкус. Впрочем, я не объективен, просто кукольные мультфильмы никогда особо не любил и даже симпатичные куклы меня не отвлекали от графики для рисованных мультфильмов. А посмотреть то есть на что. Например, селы. Вблизи изображения на них выглядят очень осязаемо и даже рельефно (из-за теней):
Можно найти и рисунки, восхищающие уверенностью линии и крепостью дизайна. Это Ракша - мать-волчица Маугли.
Широко представляются примеры раскадровок. Раскадровки "Снежной королевы" подшиты во внушительные альбомы:
Советские мультфильмы славятся разнообразием стилей и техник. Любопытно, что и раскадровки тоже выглядят по-разному. Раскадровка "Малыша и Карлсона" полна тонов:
А раскадровка "Возвращения Карлсона" тонов лишена. Забавно, насколько осознанно и уверено в этой и многих других раскадровках оформляются титры. И это притом, что, скажем, дизайн Фрекен Бок и особенно Матильды всё еще условный (на фотку они не попали) и не похожий на финальный результат.
Некоторые раскадровки делались в цвете и очень детализировано! Может быть из-за того, что в мультфильме "Антошка" цветные контуры подчас контрастировали с заливкой (например, зелёные на красном фоне)? И это нужно было подчеркнуть как можно раньше?
Детализация!
Кстати, о цветных контурах. Я питаю к ним слабость, потому что в моих глазах они делают картинку богаче. В применении их на "Союзмультфильме" никакой системы проследить не могу. В некоторых мультфильмах контуры цветные (как в "Золушке"), в некоторых нет (как в "Возвращении бременских музыкантов", в отличие от первого фильма). Не могу, впрочем, исключать, что решение использовать их или нет, зависело от производственной сметы.
А вот сел мультфильма, который, в моем понимании, не про-диснеевский. В "Топтыжке" почти не использовались привычные контуровка и заливка. Персонажи как будто губкой нанесены на сел. Трудоемко.
А это сел из "Малыша и Карлсона", разумеется. Удивительно, как контур похож на контуры диснеевских мультфильмов эпохи ксерокопирования. Не знаю, был ли на "Союзмультфильме" электрический копир, но данный контур создавался, наверное, специальным карандашом, умеющим рисовать прямо на селе.
Можно только удивляться долговечности красок, использовавшихся на "Союзмультфильме". Цвета очень сочные.
На крупном плане хорошо видна манера оформления контуров:
Вообщем, на
выставке есть, что посмотреть