Пойдем на мультик!

Лёгкая версия


Прокатная судьба мультфильмов в России, разумеется, неотделима от общей ситуации с прокатом. С 1999 года по настоящее время (2003 год) кассовые сборы в российских кинотеатрах увеличиваются в геометрической прогрессии. Но, хотя финансовые показатели успеха мультфильмов быстро растут, доля кассовых сборов мультфильмов в большой копилке российского проката остается небольшой. Существует мощный фактор, сильно влияющий на прокат анимационных лент. Это стойкое общественное мнение о том, что мультфильмы, особенно традиционные, — это однозначно детская, а значит несерьезная, дешевая, а подчас и примитивная, продукция. В принципе такое мнение характерно для многих стран мира, но у нас оно гипертрофировано и не подлежит переосмыслению. Именно поэтому подчас посредственные, но ловко отрекламированные игровые ленты собирают в наших кинотеатрах куда больше, чем лучшие образцы мировой анимации. Тем более, что кампаний по раскрутке мультфильмов у нас пока не проводилось ни одной. Впрочем, последнее скорее всего лишь вопрос времени.


Но, несмотря на свою малозаметность, прокат мультфильмов существует и уже имеют собственную историю. Первым БОЛЬШИМ мультфильмом, появившимся в российском, а точнее московском прокате (ведь в регионах современных кинозалов тогда практически не было), была «Анастасия» студии Fox Feature Animation. В марте 1998 года сказка о выжившей дочери царя Николая II была довольно тепло принята зрителем, собрав более $250 тыс. В основном интерес к картине был вызван именно околороссийской тематикой, и, разумеется, тем фактом, что «Анастасия» была первой!


Диснеевский «Геркулес» летом того же 1998 года был принят немного прохладнее, но тоже имел успех. А позже грянул дефолт, и стране стало не до кино. Даже игровые картины не приносили сколь-нибудь значимого успеха. Их скромную кассу можно было объяснить значительно упавшим курсом рубля и снизившейся посещаемостью кинозалов. Например, впечатляющая батальная лента «Спасти рядового Райана» собрала в октябре 1998 года лишь $250 тыс. Еще более печальная судьба ожидала бы любой мультфильм, появившийся на наших киноэкранах в это время. Неудивительно, что мы так и не увидели на большом экране эпохальный «Принц Египта» от DreamWorks, который в декабре 1998 года стартовал сразу в 40 странах мира! Кассовые сборы анимационных лент, все-таки появившихся в российском прокате в 1999 — 2000 годах, были очень скромными. Так показатели «Мулан» в феврале 1999 года не дотянули и до $150 тыс. Интересно, что через полгода этот мультфильм стал первой из диснеевских анимационных лент, появившихся на лицензионном видео в России. До этого момента отечественный зритель был вынужден обращаться к пиратской продукции.


Между тем потребовалось более двух лет, чтобы хотя бы повторить успех «Анастасии». В послекризисное время билеты на  «Приключения Флика» или на «Тарзан» порой бесплатно выдавались в «МакДональдсах» вместе с детскими завтраками. Лишь осенью 2000 года диснеевский компьютерный опус «Динозавр» ознаменовал наступление переломного момента. Его кассовые сборы достигли почти $450 тыс. Прокат мультфильмов стал приносить прибыль. А ещё через год, в ноябре 2001 года, знаменитый «Шрек» дал понять, что отныне российский прокат является важной составляющией мирового. Кассовые сборы «Шрека» в России впервые для мультфильмов превысили $1 млн и составили 0,5% от всего иностранного проката этого мультфильма компании DreamWorks.


Росло и количество полнометражных лент в российском прокате. В 2000 году отечественный зритель имел возможность увидеть в широком прокате как минимум 4 больших мультфильма, в 2001 — 5, в 2002 — 7, а в 2003 — 11! И это только заметные релизы, реально картин было куда больше! Кроме американских, появлялись на большом экране европейские («Карлсон, который живет на крыше», «Абрафакс: Под пиратским флагом», «Дети дождя»), японские («Унесенные призраками») и даже российские картины («Карлик Нос»).

В апреле 2003 года в подмосковных Химках открылся первый в России кинотеатр формата Imax. Сейчас у российского зрителя есть уникальная возможность увидеть полнометражные мультфильмы, снятые и в этом новом и перспективном формате. Первой «ласточкой» стал обновленный диснеевский «Король-Лев». К сожалению, точные сведенья о кассовых сборах фильмов в отечественном кинозале Imax пока не оглашаются, поэтому судить об успехе на данный момент невозможно. Но прецендент налицо.


Уже очевидно, что наш кинопрокат и дальше будет развиваться быстрыми темпами. А это значит, что и премьеры новых анимационных лент вряд ли пройдут мимо нас. Зимой в наших кинотеатрах наконец появится новый компьютерный мультфильм студии Pixar «В поисках Нимо». В Америке эта история о приключениях в подводном мире добилась коллосального успеха. Скорее всего, и в нашей стране «Нимо» станет, как минимум, самым кассовым мультфильмом в новейшей истории российского проката. А может быть и сравняется в успехе со многими игровыми блокбастерами. Уже очевидно, что наш кинопрокат и дальше будет развиваться быстрыми темпами. А это значит, что и премьеры новых анимационных лент вряд ли пройдут мимо нас. Зимой в наших кинотеатрах наконец появится новый компьютерный мультфильм студии Pixar «В поисках Нимо». В Америке эта история о приключениях в подводном мире добилась коллосального успеха. Скорее всего, и в нашей стране «Нимо» станет, как минимум, самым кассовым мультфильмом в новейшей истории российского проката. А может быть и сравняется в успехе со многими игровыми блокбастерами.

Все статьи